18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

The Art Newspaper Russia Film Festival: роман его жены

Кадр из фильма «Анатомия падения». 2023. Режиссер Жюстин Трие. Фото: TANR FF
Кадр из фильма «Анатомия падения». 2023. Режиссер Жюстин Трие.
Фото: TANR FF

Начался фестиваль фильмов об искусстве нашей газеты, в рамках которого можно увидеть художественные и документальные ленты о художниках, их музах, саунд-дизайне, археологии, аутсайдерском искусстве и «Анатомию падения», призера Каннского кинофестиваля

«Я использовала его идеи, но все переделала по-своему, и у меня получилась совершенно другая история», — говорит писательница Сандра, героиня фильма «Анатомия падения», отмеченного в этом году главной наградой Каннского кинофестиваля — «Золотой пальмовой ветвью». Эти слова могла бы произнести и режиссер Жюстин Трие, если бы ей пришлось отвечать на вопрос, в какой степени ее фильм вдохновлялся романом Стивена Кинга и кинолентой Стэнли Кубрика «Сияние».

В последние годы в Каннах часто награждали фильмы, не отмеченные роковой для проката печатью утонченного фестивального кино. Так, «Паразиты» Пон Джун Хо, получившие не только «Золотую пальмовую ветвь», но еще и три «Оскара», представляют собой не столько социальную драму, сколько комедию с элементами триллера и слешера. Детективная драма Пак Чхан Ука «Решение уйти» или сатирическая комедия Рубена Эстлунда «Треугольник печали» не терзают зрителя длинными кадрами, закадровыми монологами и многозначительными паузами. Отсутствие меланхолической претенциозности компенсируется тонкой работой режиссеров с классикой мирового кино. Так, в «Решении уйти» легко узнаются мотивы хичкоковского «Головокружения», виртуозно переигранные в современном корейском триллере, а «Треугольник печали» косплеит «Правила игры» Жана Ренуара и иронически развивает тему корабля, от Федерико Феллини («И корабль плывет») до «Титаника» Джеймса Кэмерона.

В «Анатомии падения», сочетающей элементы страстной семейной драмы, загадочной криминальной истории и увлекательного юридического спектакля, внимательные зрители угадывают мотивы фильмов Ингмара Бергмана, Дэвида Финчера и Альфреда Хичкока, но связующей нитью, той самой идеей, которую можно взять, разобрать на части и пересобрать вновь, создавая свою собственную историю, на наш взгляд, является фильм Стэнли Кубрика «Сияние», снятый по роману тогда еще молодого писателя Стивена Кинга.

Имя Кинга произносится однажды во время судебного разбирательства. «Если судить о действиях писателя по его книгам, то Стивена Кинга можно было бы считать серийным убийцей», — отвечает адвокат Сандры в ответ на выпады злобного прокурора. В этом месте в кинозале обычно звучит смех, режиссер словно вызывает зрителей на диалог с фильмом, акцентируя имя Стивена Кинга. И выбор именно его среди других авторов остросюжетных романов в данном случае не случаен. Это один из ключей, которые Жюстин Трие бросает нам, словно предлагая найти ту дверь, которую им можно открыть.

Кадр из фильма «Анатомия падения». 2023. Режиссер Жюстин Трие. Фото: TANR FF
Кадр из фильма «Анатомия падения». 2023. Режиссер Жюстин Трие.
Фото: TANR FF

По своему темпоритму «Анатомия падения» далека от «Сияния», здесь нет эффектных пролетов камеры под музыку Арво Пярта, а тем более призраков. Все выглядит «реалистично» и более «просто», здесь гораздо больше крупных планов, активных диалогов и эмоций. Судебный детектив, на первый взгляд, стоит далеко от фильма ужасов. Но совпадения, действительно очевидные, приятно отметить.

Действие «Анатомии падения» происходит в одиноком доме в горах, но не в Колорадо, а во Французских Альпах: свой маленький частный «Оверлук», в котором почти отрезаны от мира узнаваемые персонажи — писатель-неудачник, его жена и их сын. В обоих случаях мальчик, которому в сюжете отведена особая роль, имеет определенные особенности, и даже зовут их в обоих фильмах одинаково: Дэнни и Даниель. Оба обладают особым «внутренним» зрением, которое позволяет им видеть правду происходящего, — сверхъестественное «сияние» Дэнни рифмуется с поразительной проницательностью Даниеля, в итоге ставшего главным свидетелем и спасителем в деле. И совсем уж удивительными выглядят внешние параллели: оба мальчика носят ярко-красный свитер. В одной из сцен, кстати, Трие все же отсылает зрителя к мистике: крестная мать Даниеля, остро переживающего гибель отца, в качестве утешения предлагает сводить его к медиуму.

Папа-писатель давно забросил литературное творчество и в свободное время изводит семью бесконечным и шумным ремонтом дома и громкой музыкой (кубриковский рефрен на бумаге “All work and no play…” Трие заменила на нон-стоп-прослушивание трека Фифти Сента — с оскорбительным подтекстом, как укажут в суде). Однажды он выпадет из окна, его тело найдут на снегу — этот кадр, снятый в резком ракурсе сверху, станет одним из вариантов афиши фильма. Вспомним, что история Джека Торренса тоже закончилась на снегу, вернее, в снегу лабиринта около страшного отеля.

Кадр из фильма «Анатомия падения». 2023. Режиссер Жюстин Трие. Фото: TANR FF
Кадр из фильма «Анатомия падения». 2023. Режиссер Жюстин Трие.
Фото: TANR FF

И несмотря на то что «Анатомия падения» лишена сверхъестественности, «призрак» отца (живым мы увидим его только во флешбэках, а до этого его присутствие заменяет та самая композиция) как будто все пытается появиться на экране — сначала на серии фотографий, под которые проходят начальные титры (любопытно, что Джек из «Сияния» в конечном счете тоже превращается в фотографию, что вызывает у зрителей в финале явное недоумение; похожим образом Трие не дает однозначных ответов даже после судебного вердикта, оставляя у аудитории жгучий вопрос «так она его все-таки убила?», как будто пряча под вполне жанровой историей другой сюжет), а затем с помощью злосчастной аудиозаписи-улики.

Можно вспомнить, что и сам Стэнли Кубрик поступил с романом Стивена Кинга не так, как хотелось бы его автору. Из череды несовпадений и конфликтов текста и фильма, писателя и режиссера можно выделить историю красного «Фольксвагена-жука», описанного в романе: в фильме «жук» желтый, а красный «жук» появляется только однажды в сцене, где мы видим его выброшенным на обочину во время снежных бурь. Как если бы Кубрик показал Кингу, насколько внимательно он читал его роман. Вообще, отсылки режиссера к реальной жизни были частью его фирменного стиля. Например, чуть позже, снимая другую историю о разладе двух супругов, «С широко закрытыми глазами», он скопирует их квартиру со своей собственной и увесит картинами жены-художницы.

Трие подошла к «Анатомии падения», метаистории о сплетениях творчества и реальности, с похожим юмором и оригинальностью, взяв в соавторы сценария своего мужа Артура Харари и подарив главным героям имена актрисы Сандры Хюллер и актера Самюэля Тейса. Причем в цитатах-отсылках «Анатомия падения» обращается не только к литературе и слову как таковому (вопрос языкового барьера здесь один из главных), но и к кинематографу: Трие порой дает камеру в руки персонажам, меняя «объективный», иногда даже репортажный стиль на субъективный, в очередной в истории кино раз делая «фильм о фильме».

В финале обоих фильмов жена и сын героя спасены и, пережив страшный опыт, начинают новую жизнь.

Несмотря на совпадения, из пересобранных мотивов классического фильма получается, как и говорит сама Сандра, новый сюжет. Если у Кинга и Кубрика в центре — история сопротивления героя наступающим на него силам зла, а неподдающийся роман — это лишь один из элементов сюжета, то в «Анатомии падения» тема творчества начинает доминировать и акцент смещается на «женскую половину» повествования. Авторы выбирают героиней фильма жену писателя-неудачника, да еще и делают ее успешной и популярной писательницей. Так в теме соперничества мужчины и женщины появляется новая линия, а робкая Венди из фильма Кубрика превращается в решительную Сандру. Семья при таком раскладе все равно оказывается несчастной, но уже по-своему.

Кадр из фильма «Анатомия падения». 2023. Режиссер Жюстин Трие. Фото: TANR FF
Кадр из фильма «Анатомия падения». 2023. Режиссер Жюстин Трие.
Фото: TANR FF

Впрочем, фильм Жюстин Трие можно смотреть и не думая о «Сиянии». В этом режиссер следует если не сюжетным линиям Хичкока, то его пониманию фильма, как piece of cake: фильм Трие вполне «съедобен» и без комментариев. В этом отношении награда Каннского фестиваля кажется вполне закономерной, она утверждает «политику авторства» в том смысле, который закладывали основатели этой теории, режиссеры французской «новой волны». Их кумирами были Альфред Хичкок и Говард Хоукс, сумевшие проявить авторскую индивидуальность в рамках студийной системы. Такие фильмы способны доставить удовольствие неискушенному зрителю и в то же время загадать загадки премудрым киноведам.

Кинофестиваль фильмов об искусстве продлится до 22 октября. Площадками в этом году стали Дом культуры «ГЭС-2», кинотеатр «Художественный», лекторий в Музее современного искусства «Гараж», Центр «Зотов», «Кино & Театр» в петербургской гостинице «Англетер», а также музейный кинотеатр в Государственной Третьяковской галерее.

Ознакомиться с расписанием и купить билеты можно здесь.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+