18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Марина Игнатушко: «Потенциал Стрелки еще не раскрыт в полной мере»

Марина Игнатушко в «полевых условиях» Нижнего Новгорода. Фото: Архив Марины Игнатушко
Марина Игнатушко в «полевых условиях» Нижнего Новгорода.
Фото: Архив Марины Игнатушко
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Нижегородская стрелка, мыс при слиянии Оки и Волги — особый случай, про который уместно поговорить и после уже проведенных работ по благоустройству. Своими мыслями и оценками с нами поделилась Марина Игнатушко — архитектор, журналист, градозащитник

Скоро два года, как Нижний Новгород отпраздновал юбилей, к которому очень серьезно готовился. Оглядываясь назад, чему можно порадоваться, а о чем пожалеть?

Все-таки к 800-летию городу удалось придать некий лоск благоустройства, и, как бы у нас ни ворчали по этому поводу, в целом трудно не заметить положительные изменения. Например, полностью переделанная набережная Федоровского хоть и стала перегруженной из-за большого наплыва посетителей, зато у горожан появилось новое полноценное общественное пространство. В отличие от многих других мест, здесь можно надолго зависнуть, глядя на слияние рек и бесконечные дали. Да, местные привыкли, что этот тихий угол принадлежал только им, а теперь приходится жить как на перекрестке, но эта территория не могла вечно оставаться спальным районом…

Лестница с Набережной Федоровского вдоль Почтового съезда. Вид на стрелку. Нижний Новгород. 2017.  Фото: Александр Щепин / Фотобанк Лори
Лестница с Набережной Федоровского вдоль Почтового съезда. Вид на стрелку. Нижний Новгород. 2017.
Фото: Александр Щепин / Фотобанк Лори

Однако порадоваться до конца мешает световая инсталляция: в уже готовый проект вписали сотни светильников. Они меняют цвет, холмы становятся то розовыми, то фиолетовыми. И дело не только в том, что такое освещение неизбежно мешает жителям, — сами Дятловы горы, природный каркас города, теряют свою естественную самостоятельную значимость, превращаясь из живого ландшафта в пьедестал для развлечений.

ДОСЬЕ
Марина Игнатушко
Руководитель проектной группы «Открытая Стрелка»

Окончила архитектурный факультет Нижегородского архитектурно-строитель­ного университета. Работала журналистом. Автор и куратор проекта «Рейтинг нижегородской архитектуры» (с 1997), ряда других выставочных и исследовательских проектов. Сотрудничала с изданиями, пишущими об архитектуре, урбанистике. Член экспертных советов архитектурных премий «Архиwood», «Золотая капитель» и других.

Еще…

Явление, типичное для многих российских городов.

Я бы назвала это главной проблемой проектов современного благоустройства — неумение тонко сбалансировать живое и искусственное.

В Институте развития городской среды Нижегородской области работают талантливые проектировщики, но им, на мой взгляд, не хватает понимания, что городские общественные пространства должны быть разными. Не только повсеместно тиражируемые «мини парки культуры и отдыха», но и места, где тему задает ландшафт, где деревья диктуют содержание благоустройства, а не просто истерически втыкаются в последний момент. С компенсационным озеленением проблем много. Редкие растения выживают, а проектировщиков это будто бы не касается… Рада, что Стрелку не засадили петуниями и розами, летом там колышутся травы.

"Стрелка". Набережная в Нижнем Новгороде. 2022. Фото: Александр Сапыгин/Фотобанк Лори
"Стрелка". Набережная в Нижнем Новгороде. 2022.
Фото: Александр Сапыгин/Фотобанк Лори

Поговорим о стрелке (или Стрелке, как принято писать в Нижнем). Знаковый городской проект, визитная карточка 800-летия — при этом место, явно не исчерпавшее свой потенциал. Как выглядит сегодня ее будущее?

Потенциал Стрелки вообще еще не раскрыт в полной мере! Стрелка Оки и Волги — непростое место: более 100 лет его занимала ярмарка, в советское время там расположился порт — еще на 80 лет. Менялся вектор развития страны — менялась и Стрелка. Как определить точно, что здесь должно быть и на какой срок? Это вопрос открытый.

Как соучастница процесса трансформации Стрелки, скажу так: мы проскочили в какое-то удачно приоткрывшееся окно возможностей. Три года подряд, с 2011-го по 2013-й, я была сокуратором французского проекта в порту на Стрелке. Проект назывался «Подъемные силы», его автор и руководитель Ксавье Жюйо — художник, преподаватель школы Paris La Villette. Это был уникальный для Нижнего опыт художественной интервенции, который и помог почувствовать, а потом оценить и попытаться изменить взгляд на Стрелку, актуализировать не утилитарное, а символическое значение территории.

Проект оказался заметным, привлек внимание к Стрелке. В 2015-м, когда началась подготовка к проведению в городе игр чемпионата мира по футболу, мы, градозащитники, обнаружили в интерьере портовых складов — пакгаузов — металлические конструкции, в которых удалось опознать фрагменты центрального павильона Всероссийской промышленно-художественной выставки 1896 года. Открытие это имело большой международный резонанс, и в конце концов дошло до того, что Институт развития городской среды приступил к разработке проекта благоустройства Стрелки, а нам заказал исследовательскую часть этого проекта. В этом исследовании мы обращались к самым разным специалистам. Его главным вдохновителем был культуролог, географ Дмитрий Замятин, сотрудник Высшей школы урбанистики ВШЭ. Этот путь — от творческих экспериментов до неформальных исследовательских изысканий — большая удача, и вряд ли сейчас бы все это так же получилось.

Нижегородская Стрелка. Пакгаузы. Фото: Стратегия развития Нижегородской Области
Нижегородская Стрелка. Пакгаузы.
Фото: Стратегия развития Нижегородской Области

Почему?

Хотя бы потому, что до того момента, когда металлические конструкции получили статус объектов культурного наследия, мы использовали самые разные форматы активности: и воркшопы, и акции. В исследовании содержится напоминание, что преобразование Стрелки — общественно важное дело. Ведь каждое решение должно быть не просто продекларировано, но и крепко обосновано, убедительно донесено, а это возможно лишь при открытом сотрудничестве. Сейчас же все решения принимаются в закрытых кабинетах… Так что если бы мы развернули ту же деятельность по спасению конструкций сегодня, то вряд ли бы продержались.

Идущее строительство Ледового дворца на Стрелке — результат такой закрытости?

Возможно, я что-то пропустила, но не знаю, где и когда было решено назначить Стрелку спортивной зоной. По-прежнему не считаю удачей строительство футбольного стадиона на месте бывшего порта, а «приземление» здесь еще одного громоздкого объекта — тем более. В Нижнем Новгороде два ключевых места — кремль и Стрелка. Разве строят на значимом, уникальном месте такие ординарные объекты?

Говоря об уникальности: в 2021 году на Стрелке появились две реплики шуховских башен. Для чего нужно было рядом с выявленными объектами культурного наследия, пакгаузами, возводить, в сущности, симулякр?

Эти башни — часть так называемого временного благоустройства. Как я уже говорила, будущее этой территории — вопрос открытый. Стрелка будет меняться. Возможны варианты развития: в разное время для этого места придумывали множество разных проектов.

Временные башни сделал московский архитектор Петр Виноградов, который много работает с металлом и выполняет заказы по всей стране. И мне, честно говоря, не кажется, что эти симулякры выглядят там чужеродными: визуально они рифмуются с пакгаузами, ассоциативно — с башней Шухова на Оке.

Нижегородская Стрелка. Пакгаузы. Фото: Стратегия развития Нижегородской Области
Нижегородская Стрелка. Пакгаузы.
Фото: Стратегия развития Нижегородской Области

Вы придерживаетесь мнения, что открытые в прошлом году на Стрелке концертный и выставочный залы, вписанные внутрь конструкций пакгаузов, тоже нужно считать временными объектами?

Мы имеем дело с вывернутой наизнанку ситуацией. Металлические конструкции были несущими — как в павильоне XIX века, так и в портовых пакгаузах. Сейчас они — некий внешний декор новых зеркальных объектов. Конструкции являются ценностью, но они остались голыми. Еще когда мы воевали за сохранение этих «железяк», специалисты Центрального научно-исследовательского и проектного института строительных металлоконструкций имени Н.П.Мельникова предупреждали: в открытом виде срок жизни этого металла ограничен. Обработка специальными средствами — защита, но не долговременная. Значит, однажды придется придумывать, что делать и как… Но уже хорошо, что конструкции избежали полного забвения — а могли быть вообще разобраны, как почти все портовые объекты! Их жизнь продолжается и позволяет менять Стрелку. Из закрытой режимной территории времен порта она стала привлекательной, общедоступной. Даже спуск к воде появился. По набережной Стрелку связали с ярмаркой — создали проход под мостом. Эти лесенки и мостки — чудесные.

Нижегородская Стрелка. Пакгаузы. Фото: Стратегия развития Нижегородской Области
Нижегородская Стрелка. Пакгаузы.
Фото: Стратегия развития Нижегородской Области

Вспоминаю, как территорию подготовили к мундиалю в 2018 году — и заперли за забором. Это было благоустройство для ФИФА, для отчетных фотографий. У нас под этим забором было несколько лазов. Приезжали на автобусах гости, наслышанные о пакгаузах, я стелила туристический коврик, и так они пролезали под забором. Теперь никуда не надо лезть, можно свободно пройти.

Благоустройство тоже считается временным — в режиме тестирования, но оно стало человекоориентированным, и на Стрелке действительно дружелюбная атмосфера. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+