18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Мастерскую Давида Боровского готовят к новому сезону

Проект реставрации Музея-мастерской Давида Боровского. Портрет-инсталляция Давида Боровского в выставочном зале музея. Фото: Музей-мастерская Давида Боровского
Проект реставрации Музея-мастерской Давида Боровского. Портрет-инсталляция Давида Боровского в выставочном зале музея.
Фото: Музей-мастерская Давида Боровского
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Студия легендарного сценографа, которая является одним из филиалов Бахрушинского музея, станет клубом любителей и профессионалов театра. Обещаны даже практические занятия по изготовлению сценических макетов

В Музее-мастерской Давида Боровского, который является одним из филиалов Государственного центрального театрального музея им. А.А.Бахрушина, грядет смена декораций и акцентов. После реставрации, которую планируют завершить к концу 2023 года, это мемориальное пространство предстанет оживленным театральным клубом, где будут рождаться новые творческие союзы и проекты, продолжающие дело хозяина мастерской.

Проект реставрации Музея-мастерской Давида Боровского. Фойе. Фото: Музей-мастерская Давида Боровского
Проект реставрации Музея-мастерской Давида Боровского. Фойе.
Фото: Музей-мастерская Давида Боровского

Давид Боровский (1934–2006) — выдающийся театральный художник, ставший ориентиром для многих современных сценографов. Его декорации отличала сдержанность, даже аскетизм; он предпочитал работать с простыми материалами и грубыми фактурами: дерево, мешковина, металл. Его считали не оформителем (он и сам не любил это слово), а полноправным соавтором как Юрия Любимова, с которым он 30 лет проработал в Театре на Таганке, так и других именитых режиссеров.

Последние два года своей жизни Давид Львович трудился в помещении на пятом этаже дома в Большом Афанасьевском переулке. В 2012 году, после передачи мастерской Бахрушинскому музею, сын художника-постановщика Александр Боровский (пошедший, к слову, по стопам отца) создал здесь мемориальную экспозицию. В значительной степени была сохранена аутентичная обстановка; посетители могли увидеть макеты декораций, эскизы, рукописи, фотографии и личные вещи Давида Львовича, а в библиотеке — почитать книги, которые он собрал. Экспозиция получилась строгой и скромной — в духе того, чьей памяти она посвящена. Но все-таки требовала обновления.

Проект реставрации Музея-мастерской Давида Боровского. Мемориальная часть музея. Фото: Музей-мастерская Давида Боровского
Проект реставрации Музея-мастерской Давида Боровского. Мемориальная часть музея.
Фото: Музей-мастерская Давида Боровского

Наконец оно началось, в рамках создания музейно-театрального центра «Бахрушинский». Музей станет куда более эффектным и современным. Посетителей будет встречать инсталляция с портретом Боровского, а пояснения и дополнения к экспонатам сделают в форме проекций. Мемориальная часть расширится до 150 кв. м, при этом пространство пересечет занавес из шерстяных нитей, сплетенный для легендарного спектакля Любимова «Гамлет» и ставший столь же знаменитым, как игравшие в постановке Владимир Высоцкий, Алла Демидова и Александр Пороховщиков. В 1970-х этот живой занавес двигался по сцене, сметая одних персонажей и преследуя других, теперь же он поделит мастерскую на две части: одну отведут под постоянную экспозицию, другую — под временные выставки.

Проект реставрации Музея-мастерской Давида Боровского. Библиотека. Фото: Музей-мастерская Давида Боровского
Проект реставрации Музея-мастерской Давида Боровского. Библиотека.
Фото: Музей-мастерская Давида Боровского

Библиотеку и зону коворкинга тоже модернизируют. «Мы откроем здесь настоящую макетную мастерскую, — говорит генеральный директор Бахрушинского музея Кристина Трубинова. — По периметру перед публикой предстанут работы Давида Боровского, а в центре расположится стол-подмакетник для профессионального изучения театрального макета. Посетители на практике смогут обучиться его изготовлению».

Проект реставрации Музея-мастерской Давида Боровского. Макетная мастерская. Фото: Музей-мастерская Давида Боровского
Проект реставрации Музея-мастерской Давида Боровского. Макетная мастерская.
Фото: Музей-мастерская Давида Боровского

Камерный музей в Большом Афанасьевском и прежде любили поклонники театра, в том числе те, кто хотел связать с этим искусством свою жизнь. Так, абитуриенты театральных вузов нередко приходили в библиотеку Боровского, чтобы подготовиться к поступлению. Но в будущем это пространство видят ни много ни мало точкой притяжения для режиссеров, сценографов, композиторов и артистов. «Спустя несколько лет создатели лучших спектаклей назовут этот клуб местом рождения их замысла», — уверен Александр Боровский. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
5
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
6
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
7
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+