18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музыка в музеях, или «Соединение всех искусств, которые придумал Бог»

Пабло Пикассо. «Мандолина и гитара». 1924. Фото: Guggenheim Museum
Пабло Пикассо. «Мандолина и гитара». 1924.
Фото: Guggenheim Museum
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

В нынешнем году вместо «Декабрьских вечеров Святослава Рихтера», неизменно проводившихся в ГМИИ им. А.С.Пушкина более 40 лет, открывается «Искусство перевода». Вспоминаем этот и другие примеры, когда музыка соединяется с живописью

Фестиваль камерной музыки в стенах художественной галереи задумывался его основателями — директором Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина Ириной Антоновой и пианистом Святославом Рихтером — как воплощение перекрестка культур. Концепцию «Декабрьских вечеров» Рихтер выразил кратко и ясно: «Соединение всех искусств, которые придумал Бог».

Действительно, идея совместить в одном пространстве самые бессловесные искусства — живопись и музыку — как будто лежит на поверхности. И в разные годы программа «Декабрьских вечеров» строилась на сопоставлении творчества мастеров, связанных одной эпохой: Исаака Левитана и Петра Чайковского; английских портретистов и сатириков и английских композиторов; художников и музыкантов романтиков; Пабло Пикассо и его французских современников; etc. Нельзя сказать, что это составляло уникальность фестиваля. Например, в 2012 году на выставке в парижском Музее Оранжери, посвященной Клоду Дебюсси, экспонировались символисты и импрессионисты, а сопровождала ее программа камерных концертов сочинений Дебюсси и его современников.

Сами музыканты и художники неоднократно подчеркивали, что ищут и находят вдохновение в других видах изящных искусств. Василий Кандинский переписывался с Арнольдом Шёнбергом и не скрывал влияния додекафонной музыки на свою живопись. Мортон Фелдман посвятил замечательные опусы друзьям и современникам — Марку Ротко и Филипу Гастону. Сейчас в московской галерее «Наши художники» проходит (до 12 февраля) выставка картин русских эмигрантов — парижских авангардистов. Представленные на ней Серж Шаршун, Серж Поляков также говорили и писали о том, что создавать полотна им помогала музыка — академическая, джазовая или иная.

Вообще, компактные интерьеры небольших галерей или музеев располагают к интенсивной музыкальной жизни, ведь они так напоминают аристократические и артистические салоны прошлого. Собственно, в музее-квартире Святослава Рихтера, одном из филиалов ГМИИ, регулярно идут содержательные концерты. Нельзя не оценить усилия руководства галереи «Нико» (галерея-музей Николая Никогосяна на Тишинке), ставшей местом паломничества московских меломанов.

Сотрудничество музейных институций с музыкантами носит разнообразный характер. Скажем, Лувр и Эрмитаж в разное время создали собственные оркестры, возглавляли их маститые дирижеры Марк Минковски и Саулюс Сондецкис. Но долгая жизнь этим проектам уготована не была. Оркестр Эрмитажа не оправился после смерти Сондецкиса, а «Музыканты Лувра» давно уже базируются в Гренобле.

Итальянская школа. «Натюрморт с глобусом и музыкальными инструментами». XVII в. Фото: Sotheby's
Итальянская школа. «Натюрморт с глобусом и музыкальными инструментами». XVII в.
Фото: Sotheby's

Нельзя не упомянуть спорадический, но все-таки регулярный совместный проект двух почтенных венецианских учреждений — Дворца дожей и театра Ла Фениче. В венецианской опере любят ставить «Отел­ло» — сочинение Джузеппе Верди о венецианцах. И обязательно несколько спектаклей при возобновлении дают во внутреннем дворе дворца, возле лестницы Гигантов, где трагедия Шекспира — Верди лишь только завязывалась.

Другой путь избрала Государственная Третьяковская галерея, которая проводит в разных своих зданиях камерные фестивали (например, «Т Фестиваль» классической музыки в Новой Третьяковке) и оркестровые концерты, привлекая одного из самых деятельных организаторов московской музыкальной жизни — виолончелиста Бориса Андрианова и самый необычный музыкальный коллектив — оркестр без дирижера Персимфанс.

В 2016 году фонд Иветы и Тамаза Манашеровых «U-Art: Ты и искусство», Третьяковская галерея и Борис Андрианов провели первый фестиваль камерной музыки Vivarte, ставший ежегодным. Главной его концертной площадкой является зал Врубеля в здании в Лаврушинском переулке, 10, но использовались и другие пространства ГТГ, а время проведения — начало лета — позволило превратить в традицию концерт-променад, который музыканты и зрители совершают от Лаврушинского переулка до Крымского Вала. Сразу же непременной частью каждого концерта стало представление какого-либо экспоната из музейного собрания — демонстрация с рассказом.

С течением времени связь между изящными искусствами и фестивальной программой проявилась еще отчетливее. Так, выставку Михаила Ларионова в 2018 году предварял показ его работ на фестивальных концертах, в программу которых включены были и те произведения, в постановке которых художник участвовал. А он многократно ставил музыкальные спектакли. Достаточно вспомнить, что несколько лет именно Ларионов был главным художником антрепризы Сергея Дягилева.

Год спустя в Лаврушинском переулке экспонировались работы Эдварда Мунка, а на фестивале Vivarte звучала музыка скандинавских композиторов, в исполнении скандинавских музыкантов в том числе.

В этом году фестиваль предварял выставку «Дягилев. Генеральная репетиция». В программе были произведения композиторов, чьи имена неразрывно связаны с историей дягилевских «Русских сезонов»: Дариуса Мийо, Сергея Прокофьева, Николая Римского-Корсакова, Игоря Стравинского, Мануэля де Фальи. Начался же фестиваль с премьеры спектакля «Завтрак с Дягилевым», посвященного жизни и смерти «Мира искусства», а персонажами стали сам Сергей Дягилев, Лев Бакст, Александр Бенуа, Зинаида Гиппиус и Валентин Серов. Хотелось бы пожелать организаторам большего совпадения музейных и музыкальных событий во времени и пространстве.

Уильям Майкл Харнетт. «Натюрморт со скрипкой и нотами». 1888. Фото: Metropolitan Museum
Уильям Майкл Харнетт. «Натюрморт со скрипкой и нотами». 1888.
Фото: Metropolitan Museum

Без сомнений, большие планы у фонда V–A–C. В циклопических помещениях «ГЭС-2» звучат как музыкальные инсталляции с сочинениями наших современников, так и действующие старинные инструменты. В этом году фонд Леонида Михельсона реализует многочастный синтетический проект «Настройки» (кураторы — Дмитрий Ренанский и другие). В специально подготовленных пространствах Дома культуры, реконструированного архитектурным гением Ренцо Пьяно, звучала музыка современных отечественных композиторов Эдуарда Артемьева, Олега Гудачева, Владимира Раннева... Дмитрий Власик написал оперу, посвященную ГЭС-2 и ее новой жизни, которую исполняли еще во время ремонтных работ, а потом фрагменты записи стали одной из инсталляций. Специально для проекта написали сочинения Юрий Красавин, Антон Светличный, Борис Филановский и молодые композиторы, их исполнение стало частью концертной программы «Настроек». Художественным сегментом проекта являются живописные и пластические работы авангардистов ХХ и нынешнего веков: Давида Бурлюка и Ханса Хартунга, Альберто Джакометти и Генри Мура, Александры Экстер и Герхарда Рихтера… В нынешней серии «Настройки-3» (подробнее об этом читайте на с. 50) кураторы пытаются реконструировать опыт концертной деятельности в арт-пространстве. В нескольких помещениях экспонируются произведения Фрэнсиса Бэкона, Олега Васильева, Михаила Врубеля, Ирины Кориной, Хироси Сугимото и других. Одновременно в каждом павильоне звучит музыка не только всемирно известных и постоянно исполняемых композиторов, но и такой раритет, как сочинение средневекового композитора Хильдегарды Бингенской. Начало «историческим реконструкциям» в музыкально-выставочной деятельности «ГЭС-2» положил апрельский концерт-событие. Алексей Любимов исполнял сочинения Людвига ван Бетховена, Вольфганга Амадея Моцарта и Фридерика Шопена на рояле Érard производства 1848 года (экспонат Музея-мастерской фортепиано в Рыбинске, созданного Алексеем Ставицким). Исполнение опусов Шопена на инструменте — современнике композитора, как раз предпочитавшего играть на роялях фирмы Érard, безусловно, приближало слушателей к временам жизни авторов. Не приходится сомневаться, что концертная деятельность в «ГЭС-2» будет продолжаться, подходя все ближе к формату тематических и параллельных фестивалей и выставок.

Фонд V–A–C располагает пространством Дзаттере в Венеции, сейчас временно закрытом, и в своих попытках подружить изобразительное искусство с музыкой он, пожалуй, следует в фарватере Венецианской биеннале или Рурской триеннале. Замершее промышленное сердце Венецианской республики — Арсенал или заброшенные предприятия Германской империи, ставшие площадками этих фестивалей искусств, сродни индустриальному объекту на Болотном острове. Музыкальная программа давно уже стала неотъемлемой частью биеннале: проводятся концерты и в выставочных пространствах, не говоря уже о музыкальной составляющей проектов в павильонах. Например, французы представили инсталляцию с музыкальными инструментами и вариативным исполнением фортепианного леворучного концерта Мориса Равеля.

Бартоломео Беттера. «Натюрморт с музыкальными инструментами и книгами». Cередина XVII в. Фото: Wikimedia Commons
Бартоломео Беттера. «Натюрморт с музыкальными инструментами и книгами». Cередина XVII в.
Фото: Wikimedia Commons

В 2015 году в Зале Столетия (бывший газоперерабатывающий завод) в немецком Бохуме прошла выставка «Хорошее, плохое и уродливое» «Мастерской ван Лисхаута» под руководством художника Эрика ван Лисхау­та — объединения мастеров, тяготеющих к черному юмору. Экспозиция напоминала оруэлловскую или свифтовскую утопию. Почетные места занимали изображения симпатичных животных, тогда как скульптуры мадонн, младенцев и прочих людей походили на артефакты исчезнувшей культуры. Одним из концертов в Зале Столетия было исполнение четырех с половиной часового опуса Мортона Фелдмана памяти друга — художника Филипа Гастона. Трио солистов ансамбля «Модерн» распутывало бесконечную, словно нить Ариадны, реверсивную мелодию.

Концепция московских «Декабрьских вечеров» была иной, также напоминая биеннале и триеннале искусств, только в миниатюре — в пространстве Белого зала здания на Волхонке. И так было задумано вопреки обстоятельствам: первый фестиваль состоялся в 1981 году во время внешнеполитической изоляции и внутриполитического застоя. Основателям «Вечеров» удалось сломать лед недоверия — уже год спустя тут выступали Беатрис Парра, Юстус Франц и Кристоф Эшенбах. Фестиваль стал истинно международным. Но главное — это то, что на «Декабрьских вечерах» встречались не одни лишь кисти и смычки. Очень скоро на фестивале воздвигли театральные подмостки. Для «Образов Англии» в 1983 году Анатолий Эфрос поставил «Бурю» Уильяма Шекспира — Генри Пёрселла со студентами и Анастасией Вертинской в роли Просперо. Постановка поэтических и драматических композиций (с участием Аллы Демидовой, Сергея Юрского, труппы «Современника») стала регулярно возникать в программах. Фестиваль 1989 года назывался «Мир Пастернака», а участниками «Декабрьских вечеров» становились поэты Белла Ахмадулина и Александр Кушнер, Андрей Вознесенский и Евгений Евтушенко. Владимир Васильев ставил хореографические миниатюры на музыку Фридерика Шопена со звездами ГАБТа и МАМТа, танцевал и сам.

Несомненно, фестиваль всегда основывался на принципах творческой самостоятельности, свободного союза искусств, космополитизма. В прошлом году к фестивалю был приурочен выставочный проект Жан-Юбера Мартена, соединивший абсолютно несхожие не только на первый, но и на второй взгляд произведения разных эпох, традиций и техник. Пожалуй, кульминацией «Декабрьских вечеров — 2021» стал концерт выдающегося ансамбля Klangforum Wien. Необычайные мелодии Антона Веберна, Карлхайнца Штокхаузена и других наполнили музейное пространство, преобразованное мыслью и фантазией Мартена, придавая новый смысл и художественным объектам, порой весьма почтенных веков.

В этом году «Декабрьские вечера», которые были по плану приурочены к выставке Джузеппе Арчимбольдо, не состоятся. Ни выставка, ни итальянские музыканты приехать не смогут. На смену фестивалю приходит длинный уик-энд «Искусство перевода» — восемь концертов за три дня (16–18 декабря). Он станет музыкальным сопровождением выставочного проекта о Вавилонской башне «Всеобщий язык». Очень характерна программа концерта актрисы Наны Татишвили и перкуссиониста Петра Главатских: фрагменты трагедий Еврипида и лирики Сапфо, музыка Янниса Ксенакиса и Эдисона Денисова, сценография современного японского театра. Завершат фестиваль хоровые сочинения Сергея Танеева, Мориса Равеля, Арнольда Шёнберга, Алексея Сысоева и Мортона Фелдмана, посвященные звездам, райским птицам, земле, Иисусу Христу и художнику Марку Ротко. Деятелям культуры предстоит показать народам и странам возможность найти общий язык — язык мирного созидания и конструктивного сосуществования. Первая попытка закончилась неудачей, а третьего шанса может и не представиться. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
4
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
5
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+