18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фламандская живопись иллюстрирует прихотливость вкусов и плоды кооперации

Ян Брейгель Старший «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц». Фото: Собрание Валерии и Константина Мауергауз
Ян Брейгель Старший «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц».
Фото: Собрание Валерии и Константина Мауергауз

Выставка «Под знаком Рубенса» в музее «Новый Иерусалим» собирает рассыпанные по региональным и частным коллекциям шедевры и заодно знакомит со структурой европейского арт-рынка 400-летней давности

В музее «Новый Иерусалим» открылась выставка «Под знаком Рубенса. Фламандская живопись XVII века из музеев и частных собраний России». По словам куратора, доктора искусствоведения Вадима Садкова, идея выставки состояла в том, чтобы собрать воедино лучшие образцы фламандской живописи XVII века из частных коллекций и региональных музеев, то есть найти и показать то, что публика еще в таком составе никогда не видела.

Николас Каве. «Сокол и битая птица». Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Николас Каве. «Сокол и битая птица».
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

В российских музейных собраниях вне столиц фламандская живопись XVII века — редкость. В эпоху, когда из мастерских Рубенса или ван Дейка выходили грандиозные многофигурные полотна (то, что позднее назовут фламандским барокко), в России не было даже интерьеров, куда эти масштабные вещи можно было повесить. (Дворцы с высокими потолками появились при Растрелли, в эпоху Елизаветы Петровны.) В конце XVIII — начале XIX столетия, в золотой век русского коллекционирования, взгляды знати, приобретавшей искусство, были обращены в первую очередь на Италию и Францию. Фламандцев тоже покупали, но не так массово.

Франс Франкен Младший «Триумф Вакха». Фото: Тульский музей изобразительных искусств
Франс Франкен Младший «Триумф Вакха».
Фото: Тульский музей изобразительных искусств

В советское время лучшие вещи старых мастеров попали в Эрмитаж и ГМИИ имени Пушкина. Региональные же музеи пополняли свои собрания из источников не так чтобы мелких, но загадочных — из национализированных усадеб и провинциальных городских особняков. Во многих региональных музеях до сих пор отыскиваются шедевры. Выявить эти, как написано в пресс-релизе, «жемчужины рассыпавшегося ожерелья» и было вызовом для организаторов выставки.

В результате экспонаты предоставили девять музеев. Их дополнили произведениями из частных коллекций. Всего же удалось собрать 67 работ.

Зритель увидит вещи из ведущих фламандских художественных мастерских — Антониса ван Дейка, Якоба Йорданса, Франса Снейдерса, Давида Тенирса Младшего.

Апофеозом выставки, давшим ей название, стало «Коронование Роксаны Александром Македонским» кисти Питера Пауля Рубенса и мастерской из собрания Владимира Некрасова. На суд публики работа представлена впервые, и это можно считать сенсацией. Перед нами эталонный Рубенс, чувственный (если не сказать сексуальный) по сути и виртуозный по своей живописной форме.

Питер Пауль Рубенс и его мастерская. «Коронование Роксаны Александром Македонским». Фото: Собрание Владимира Некрасова
Питер Пауль Рубенс и его мастерская. «Коронование Роксаны Александром Македонским».
Фото: Собрание Владимира Некрасова

Выставка демонстрирует широчайший спектр жанров — от монументальных многофигурных картин на мифологические и исторические сюжеты, как, например, «Венера и Марс» мастерской (?) ван Дейка из музея-усадьбы «Архангельское», «Царица Савская перед Соломоном» Франса Франкена II из Серпуховского историко-художественного музея, «Мелеагр и Аталанта» Жака (Якоба) Йорданса из Екатеринбургского музея изобразительных искусств, до пейзажей («Горный пейзаж с часовней» Тобиаса Верхахта, прежде приписывавшийся Херри мет де Блесу, из воронежского музея), натюрмортов («Натюрморт с фруктами, чашей и устрицами» Йориса ван Сона из Ярославля), жанровых сценок («Семейство художника» Гиллиса ван Тильборха из Угличского историко-архитектурного и художественного музея), изящных кабинетных миниатюр Яна ван Кесселя и многого другого.

Якоб (Жак) Йорданс. «Мелеагр и Аталанта»   Фрагмент. Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Якоб (Жак) Йорданс. «Мелеагр и Аталанта» Фрагмент.
Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Выставку стоит посетить хотя бы из-за трех изумительных парадных портретов: Маргариты Лотарингской (мастерская ван Дейка) из музея-усадьбы «Архангельское», а также супругов де Кройя, герцога Шарля-Александра и Иоланды де Линь, кисти Отто ван Вена из собрания Константина и Валерии Мауергауз. Надо сказать, что богатство и разнообразие коллекции четы Мауергауз всегда поражают. Они часто предоставляют музеям работы для выставочных проектов, и каждый раз мы видим что-то новое. Так и на этой выставке «Портрет молодой женщины в платье с гофрированным кружевным воротником» антверпенского художника Корнелиса де Воса наверняка привлечет повышенное внимание.

Корнелис де Вос. «Молодая женщина в платье с гофрированным кружевным воротником». Фото: Собрание Валерии и Константина Мауергауз
Корнелис де Вос. «Молодая женщина в платье с гофрированным кружевным воротником».
Фото: Собрание Валерии и Константина Мауергауз

В целом же выставка дает полное и многомерное представление о феномене фламандской живописи в момент наивысшего ее расцвета, когда искусство Фландрии существовало как индустрия и все процессы в нем (подготовка учеников, производство и продажа картин и прочее) были строго регламентированы. Например, художники не могли продавать произведения, не будучи членами гильдии Святого Луки. У каждого, как сказали бы мы сегодня, раскрученного живописца был свой production — цех с сонмом помощников и подмастерьев. Изготовление картин было делом коллективным: глава мастерской отвечал за общий замысел, иногда доводил уже готовое произведение финальными лессировками и обязательно ставил на него свою подпись. Высокая конкуренция на арт-рынке подталкивала художников к специализации и к кооперации: мастеров пейзажа звали создавать задники в больших исторических и мифологических картинах, а тех, у кого хорошо получались фигуры, приглашали дополнить живым стаффажем пейзажи. Все это противоречит нашим представлениям о подлинном шедевре, целиком и полностью созданном одним гением, но на самом деле, если пролистать историю ретроспективно, модели бытования искусства бывают совершенно разными. Выставка в «Новом Иерусалиме» — это еще и приглашение к разговору о функционировании европейского арт-рынка 400 лет назад.

Ян Вильденс. «Превращение Пиерид в сорок». Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Ян Вильденс. «Превращение Пиерид в сорок».
Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Каталог проекта «Под знаком Рубенса» тоже стал примером кооперации. Куратор Вадим Садков — он посвятил выставку своим учителям Ирине Линник (1922–2009) и Юрию Кузнецову (1920–1984) — пригласил коллег из региональных музеев написать о вещах, предоставленных на выставку. По его мнению, искусствоведы на местах лучше знают провенанс произведений, находящихся под их опекой; он же, будучи в курсе общемировых дискуссий о проблемах атрибуции, вписал российских фламандцев в более широкий мировой контекст.

К достоинствам выставки можно отнести очень сдержанный дизайн. Вообще-то, в музее «Новый Иерусалим» любят замысловатые экспозиционные приемы и яркие оттенки, но в данном случае обошлись без особых кунштюков и дырок в стенах, выставочное пространство покрасили сдержанным темно-серым колером, на фоне которого фламандская живопись действительно выглядит россыпью драгоценностей.

Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
«Под знаком Рубенса. Фламандская живопись XVII века из музеев и частных собраний России»
До 14 мая 2023 года

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+