18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Норильск присматривается к современному искусству и проектирует для него музей

YOmoYO (Максим Свищёв). Из проекта «Маски». 2019. Фото: Кирилл Цай
YOmoYO (Максим Свищёв). Из проекта «Маски». 2019.
Фото: Кирилл Цай

Под эгидой столичного Мультимедиа Арт Музея стартовала региональная программа биеннале «Искусство будущего». Первая выставка проекта уже работает в Заполярье

Контуры региональной программы биеннале «Искусство будущего» начали возникать в не столь уж давние времена, когда слово «международный» в названии того или иного события еще означало то, что и должно означать. В год своего 25-летия, в декабре 2021-го, Мультимедиа Арт Музей, Москва (МАММ) открыл у себя Первую международную биеннале «Искусство будущего». Среди представленных там 60 проектов было действительно немало зарубежных, которые соединились с целым рядом «отечественных разработок» для демонстрации новых трендов и футуристических идей. Выставка пользовалась большой популярностью: на ней побывало около 300 тыс. человек, а онлайн-платформа биеннале зафиксировала свыше 7 млн уникальных посетителей.

С тех пор многое изменилось. В частности, среди авторов, чьи работы предназначены сейчас для показа в российских регионах, не осталось иностранцев. Но сама эта программа, претерпев изменения, все-таки реализуется. К тому же здание МАММ с начала осени встало на ремонт и откроется не раньше следующей весны, так что региональные векторы приобрели для музея дополнительную актуальность.

Выставка «Избранное» в пространстве Художественной галереи в Норильске. Фото: Кирилл Цай
Выставка «Избранное» в пространстве Художественной галереи в Норильске.
Фото: Кирилл Цай

Турне предполагается довольно обширное, но с определенностью по срокам и составу можно пока говорить о трех выставках. В Екатеринбурге, в Уральском филиале ГМИИ им. А.С.Пушкина, с 1 декабря показывают «Полигон» — персональный проект Екатерины Балабан, выпускницы Школы Родченко. Название подразумевает полигоны мусорных отходов, трактуемые автором как спонтанные произведения ленд-арта; иначе говоря, этот сюжет — про экологию. В Самаре, в галерее «Виктория», 8 декабря откроется групповая выставка, несколько более сложносоставная — из шести авторских проектов. Среди художников — Павел Пепперштейн, а также арт-дуэт Gray Cake (Саша Сереченко и Катя Пряник), Максим Змеев, Дмитрий Кавка, Ростан Тавасиев, Павел Чекулаев. Оборот речи «а также» в данном случае означает, что все упомянутые, кроме Пепперштейна, участники еще и норильской выставки, с которой началась региональная программа биеннале. Это «Избранное», открывшееся для публики в конце ноября, призвано скрасить долгие два месяца полярной ночи.

Выставка, устроенная при поддержке компании «Норникель» (она же была партнером и основного проекта биеннале в Москве), разместилась в пространстве Художественной галереи — подразделения Музея Норильска. Этажей тут не восемь, как в МАММ на Остоженке, а всего один; правда, и сам формат «Избранного» не притязает на глобальную всеохватность. Хотя нет, слегка все же притязает — и даже не на глобальную, а как минимум на галактическую.

Проект Ростана Тавасиева «Планетарные туманности» на выставке «Избранное». Фото: Кирилл Цай
Проект Ростана Тавасиева «Планетарные туманности» на выставке «Избранное».
Фото: Кирилл Цай

Проект Ростана Тавасиева «Планетарные туманности» посвящен формированию художественных объектов в космосе. Материалом для таких объектов должны послужить те самые туманности. По мнению известного астрофизика Сергея Попова, их в нашей галактике может насчитываться до 10 тыс., так что простор для воображения велик. Технологии, правда, пока не достигли необходимых высот, но художник, не теряя времени, уже создает эскизы. И даже ориентировочную смету прикинул для одной такой инсталляции. Количество нулей в этих расчетах впечатляет, но на стадии проектирования расходы все же вполне подъемные. Предысторией и деталями своего замысла Тавасиев уже поделился с норильчанами в ходе авторской лекции.

Этот проект очень даже подпадает под категорию «искусства будущего» (срок его возможной реализации — 25–30 тыс. лет), но все же рассматривается устроителями в качестве ответвления от общей концепции выставки. Анна Зайцева, заместитель директора МАММ по выставочной деятельности и сокуратор биеннале (вместе с Алексеем Шульгиным и Марией Лавровой), обрисовала нам общую идею: «Мы рассматриваем здесь то, как уже сложившиеся течения в современном искусстве взаимодействуют с внехудожественными технологиями. Каждый из двух залов мы пытались выстраивать в определенной логике. Можно сказать, что одна из главных тем — виртуальная реальность как предмет исследования, а другая, тоже важная — как машина становится соавтором художника».

Дмитрий Кавка. Из проекта «Гуглонатюрморты». Фото: Кирилл Цай
Дмитрий Кавка. Из проекта «Гуглонатюрморты».
Фото: Кирилл Цай

В частности, соавтором Дмитрия Кавки в проекте «Гуглонатюрморты» выступает нейросеть, которая выбирает объекты для натюрмортов из базы Google Images. Сами графические листы, впрочем, исполнены художником, а не роботом, но все равно на «цифре». Интерактивная инсталляция Валерия Шевченко Performance of Meaning подразумевает содействие не только искусственного интеллекта, но и зрителя. Второй должен начать самовыражаться на большом тачскрине — тогда первый подхватит и разовьет визуальный замысел. А дуэт Gray Cake в видеоработе «Сны машины» пробует подтолкнуть нейросеть к проявлениям бессознательного, предлагая той «уснуть и видеть сны».

Максим Змеев. Из проекта «Type 1.5.11».  Фото: Кирилл Цай
Максим Змеев. Из проекта «Type 1.5.11».
Фото: Кирилл Цай

Максим Змеев (проект Type 1.5.11), взяв за основу постапокалиптическую онлайн-игру, лишает ее азарта и динамики, взамен нагружая свою серию компьютерных коллажей признаками концептуальной фотографии в духе индустриальных каталогов Берндта и Хиллы Бехер. Получившийся у автора мир попутно подвергается еще и социальному исследованию. Павел Чекулаев тоже по-своему преобразует виртуальные игры, возводя события и сюжеты из них в статус типичных теленовостей (видеопроект «Новости»). Художник YOmoYO (Максим Свищев) экспериментирует с телефонными эмодзи, наделяя шаблонные картинки яркой образностью и даже подобием третьего измерения. Павел Зельдович в видеоработе «Фасад» сталкивает между собой прозаическую земную реальность с псевдогламуром из интернета.

Анна Толкачева. «ЦветНор». 2018. Фото: PolArt
Анна Толкачева. «ЦветНор». 2018.
Фото: PolArt

Упомянутые восемь проектов в том или ином виде уже фигурировали на биеннале в Москве. А еще три добавлены по предложению Музея Норильска. Это недавние плоды деятельности арт-резиденции PolArt, которая работает в городе с 2016 года. Тут преобладают местные акценты, хотя авторы и «понаехали» из разных городов. Анна Толкачева из Нижнего Новгорода предоставляет норильчанам возможность — виртуальную, конечно, но осмысленную — менять цветовую среду на улицах и площадях (интерактивный проект «ЦветНор»). Москвичка Мила Михайлова работает уже не с цветом, а со светом, пытаясь сформулировать для города световые дизайн-коды — как ни парадоксально, методами саунд-арта (аудиовизуальная инсталляция «Норсвет»). А екатеринбуржец Андрей Чугунов в медиапроекте «Карты сознания» подступается к проблемам глобального потепления. Тема эта и впрямь актуальна, хотя в Норильске при морозе в 35 градусов за окном она воспринимается все же менее драматично, чем где бы то ни было еще.

Макет здания Арктического музея современного искусства. Фото: Дмитрий Смолев
Макет здания Арктического музея современного искусства.
Фото: Дмитрий Смолев

PolArt — институция молодая, но деятельная. Здесь постоянно привечают художников со всех концов страны (с международностью обстоит сложнее, хотя этим никого и не удивишь сегодня). Хозяева показали приезжим журналистам и отчетную выставку резидентов, и рабочее пространство, и жилые комнаты. Вполне уютно и, главное, тепло. Однако следует добавить, что одной лишь арт-резиденцией, даже вкупе с городской Художественной галереей, Музей Норильска свою деятельность ограничивать не намерен. Планы у него вполне наполеоновские. Речь про музей современного искусства. Для него уже выделено здание бывшего Дома торговли, которое будет реконструировано и достроено. «Этот замысел находится на стадии проектно-сметной документации, — говорит Наталья Федянина, директор Музея Норильска и куратор резиденции PolArt. — Есть и концепция, и эскизный проект, и даже деньги. И есть название — AMMA (Arctic Museum of Modern Art, Арктический музей современного искусства). У нас уже немалая коллекция, она продолжает пополняться. Планируем, что музей откроется в 2026 году».

Здание бывшего Дома торговли. Текущее состояние. Фото: Дмитрий Смолев
Здание бывшего Дома торговли. Текущее состояние.
Фото: Дмитрий Смолев

Сюда тоже пригласили журналистов на экскурсию. Пока, конечно, интерьеры заброшенного торгового центра не производят величественного впечатления, но макет, который установлен при входе в Музей Норильска, смотрится чрезвычайно солидно. Вид у него ультрамодный, однако учтена и память места, по-своему дорогого сердцу горожан. На крыше сохранят прежние буквы в стиле 1970-х, только вместо «Дома торговли» они будут читаться как «Дом говорит». Есть надежда, что ему найдется что сказать.

Норильская художественная галерея
I Международная биеннале «Искусство будущего». Выставка «Избранное»
До 29 января 2023

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
7
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Выставка в Московском музее современного искусства подчеркивает полифонию творческих интересов, жанров и техник знаменитого художника, а центральная инсталляция в виде мельницы приобретает новое звучание
04.08.2025
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+