18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Этот обманчивый кубизм: выставка про иллюзии в Нью-Йорке

Экспозиция «Кубизм и традиция визуальных „обманок“» в Метрополитен-музее. Фото: Paul Lachenauer/The Metropolitan Museum of Art
Экспозиция «Кубизм и традиция визуальных „обманок“» в Метрополитен-музее.
Фото: Paul Lachenauer/The Metropolitan Museum of Art
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

На выставке «Кубизм и традиция визуальных „обманок“» в Метрополитен-музее рядом с работами Жоржа Брака, Хуана Гриса, Пабло Пикассо представлены произведения XVII–XIX веков

Казалось бы, что принципиально нового можно поведать о кубизме? Этот интернациональный стиль, получивший с конца 1900-х и на протяжении 1910-х годов широкое распространение не только в Европе, но и по всему миру, буквально с момента зарождения был обставлен теориями и толкованиями. За 100 с лишним лет набралось бесчисленное множество посвященных ему выставок и исследований. Однако нью-йоркский Метрополитен-музей предлагает сейчас, по выражению его директора Макса Холляйна, «ошеломительный новый взгляд» на это художественное явление.

В основу нынешнего «перепрочтения» кубизма положена традиция, которая как минимум на три тысячелетия старше всякого модернизма. Даже не вдаваясь в эпоху Древнего Египта и Месопотамии, можно вспомнить хотя бы про древнегреческого живописца Зевксиса, изобразившего, согласно легенде, кисть винограда настолько достоверно, что птицы слетались за поживой. Принцип мимесиса, то есть подражания реальности, в той или иной форме сказывался на европейской культуре много веков, породив, помимо прочего, феномен под названием тромплёй (фр. trompe-l’oeil, «обман зрения»), или, в русском обиходе, «обманки».

Экспозиция «Кубизм и традиция визуальных „обманок“» в Метрополитен-музее. Фото: Paul Lachenauer/The Metropolitan Museum of Art
Экспозиция «Кубизм и традиция визуальных „обманок“» в Метрополитен-музее.
Фото: Paul Lachenauer/The Metropolitan Museum of Art

Такого рода произведения, созданные в XVII–XIX веках, обильно представлены на выставке «Кубизм и традиция визуальных „обманок“» — наряду с работами Жоржа Брака, Хуана Гриса, Пабло Пикассо. Среди художников, отвечающих в проекте за старую добрую иллюзорность, есть как европейцы, так и американцы. В списке фигурируют Луи-Леопольд Буальи, Корнелис Норбертус Гисбрехтс, Уильям Харнетт, Самюэл ван Хогстратен. Цепь историко-эстетических сопоставлений их с модернистами понадобилась кураторам выставки Эмили Браун и Элизабет Коулинг для того, чтобы подчеркнуть: стремясь порвать с натуроподобием, первые кубисты в качестве инструмента охотно пользовались приемами как раз из арсенала адептов trompe-l’oeil.

Экспонаты на выставку одолжили полтора десятка музеев из Европы и США; особую благодарность устроители выразили парижским институциям — Музею Пикассо и Центру Помпиду. В десяти тематических залах развернута экспозиция, подразумевающая интенсивный сравнительный анализ. Его результаты не должны оставлять у зрителя сомнений в том, что живописные работы, скульптуры и коллажи кубистического толка одновременно и пародировали, и актуализировали традицию «обманок». Особенно явно это ощущается в натюрмортах, где приверженцы нового тогда направления бурно экспериментировали с фактурами и текстурами (например, внедряли в изображения инородные вклейки из типографской продукции), провоцируя подмену визуального восприятия.

Экспозиция «Кубизм и традиция визуальных „обманок“» в Метрополитен-музее. Фото: Paul Lachenauer/The Metropolitan Museum of Art
Экспозиция «Кубизм и традиция визуальных „обманок“» в Метрополитен-музее.
Фото: Paul Lachenauer/The Metropolitan Museum of Art

Предъявленное на выставке понимание предмета кажется менее экстравагантным, чем, например, популярная версия насчет того, что кубизм — это всего лишь производная от пристрастия ряда художников к абсенту. Да и «доказательная база» для обоснования концепции, связанной с trompe-l’oeil, у кураторов набралась солидная. Хотя концепция эта все же вряд ли полностью затмит более привычные представления об истоках кубизма, будь то африканская скульптура, живопись Поля Сезанна или метаморфозы индустриальной эпохи.  

Метрополитен-музей
Кубизм и традиция визуальных «обманок»
До 22 января 2023

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
4
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
5
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
6
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+