18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Бразилия ХХ века: бродячие, конкретные, подрывные, традиционные

Элиу Ойтисика. «Пространственный рельеф (красный) REL 036». 1959. Фото: Tate
Элиу Ойтисика. «Пространственный рельеф (красный) REL 036». 1959.
Фото: Tate
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Если поначалу бразильское современное искусство объединилось вокруг концепта «бразильскости», то последующие движения и десятилетия отбросили его — чтобы теперь вернуть в новом понимании

В 2022 году Бразилия отмечает 200-летие независимости и 100-летие знакового фестиваля «Неделя современного искусства». Этот двойной юбилей — свидетельство того, насколько тесно переплелись в свое время национальная идентичность страны и ее современное искусство.

Хотя бразильские модернисты следовали западным тенденциям (многие ездили в Париж, где дружили с европейскими авангардистами, изучали кубизм и посещали мастерские Константина Бранкузи, Фернана Леже и других), главные теоретики движения — писатель и предприниматель Освальд ди Андради и поэт и искусствовед Мариу ди Андради (они лишь однофамильцы) — отстаивали особый путь местного искусства. В «Манифесте антропофага» (1928) Освальд ди Андради стремится уйти от европоцентризма искусства своего времени, определяя бразильскую арт-сцену как «каннибальскую»: переварившую европейские модели и потом выступившую против них. Увлечение Освальда ди Андради традициями коренного народа тупи и афробразильской культурой — пример присущих этому направлению противоречий: воплощая «инаковость» для европейской публики, оно совершенно исключало серьезное изучение вклада коренных и темнокожих художников.

Этот конфликт сказался и на современной попытке нового прочтения модернизма Бразилии — например, у художницы Тарсилы ду Амарал. После ряда недавних международных ретроспектив ее работ, на которых была представлена знаковая картина «Абапору» (1928), начались споры о том, насколько изображение чернокожих и аборигенов в искусстве отражает проблему рабства и расистских идеологий в истории Бразилии и ее современном социальном дискурсе.

Тарсила ду Амарал. «Абапору». 1928. Фото: Collection MALBA, Museo de Arte Latinoamericano de Buenos Aires. © Tarsila do Amaral Licenciamentos
Тарсила ду Амарал. «Абапору». 1928.
Фото: Collection MALBA, Museo de Arte Latinoamericano de Buenos Aires. © Tarsila do Amaral Licenciamentos

Если поначалу бразильское искусство ХХ века объединялось вокруг концепта «бразильскости», то на последующих этапах он был отброшен. В 1950-х годах Освальд ди Андради уже выступал за абстракцию, призывая к разрыву с националистическими и академическими тенденциями. Арт-группа Grupo Ruptura из Сан-Паулу, в которую входили художники Вальдемар Кордейро, Жералдо ди Баррус и Жудит Лауанд, отдавала предпочтение строгой геометрии; все трое считаются основателями конкретного искусства (от абстракции и конструктивизма оно отличается почитанием законов математики и научного мышления, гармонии геометрических фигур и взаимодействия цвета и формы). Интересно, что Кордейро позже, в 1968 году, стал пио­нером бразильского цифрового искусства.

Коллектив Frente из Рио-де-Жанейро, объединивший таких художников, как Амилкар ди Кастро, Лижия Кларк, Авраам Палатник, Лижия Папе, Иван Серпа и Элиу Ойтисика, взял феноменологию Мориса Мерло-Понти в качестве основы для своего «Неоконкретного манифеста» (1959). В эссе, написанном поэтом Феррейрой Гулларом, прокламируется «плавный», органичный подход к абстракции.

Лижия Кларк. Скульптура из серии «Зверьки». 1960. Фото: Art Basel
Лижия Кларк. Скульптура из серии «Зверьки». 1960.
Фото: Art Basel

В 1960–1970-х годах в бразильском искусстве возникло множество стилей и расцвели эксперименты: от новой фигуративности, поп-арта, оп-арта и концептуализма до перформанса, пейзажа и кино, причем большинство художников сочетали в своем творчестве самый широкий спектр направлений и практик. Серии «Зверьки» (собранные из типизированных металлических треугольных форм) Лижии Кларк и «Болиды» Элиу Ойтисики (работы в форме коробки, из дерева, стекла или пластика, содержащие различные материалы, такие как земля, вода, зеркала, ракушки, кусочки ткани или бумаги, фотографии или стихи, которые предлагается исследовать зрителю-соучастнику) вывели их искусство далеко за рамки живописи или скульптуры.

В ответ на диктат общественного вкуса, консюмеризм, а также на цензуру и ужесточение политического режима, особенно после государственного переворота 1964 года, на 20 лет установившего в стране военную диктатуру, а также реагируя на давление Соединенных Штатов, бразильские поп-арт и концептуальное искусство стали вести подрывную деятельность. Это видно по работам Кармелы Гросс, Антонио Диаса, Аны Марии Майолино, Силдо Мейрелиса и других. Критический анализ проблемы расизма и обращение к панафриканской духовности отличали творчество чернокожего художника Абдиаса Насименто. Группируясь в непостоянные, бродячие сообщества, бразильские художники, путешествуя или эмигрируя, способствовали распространению концептуального искусства своей страны во всем мире.

1980-е годы показали, насколько бразильская живопись усвоила уроки поп-арта и концептуализма. Несколько художников из школы искусств Parque Lage в Рио-де-Жанейро, основанной концептуалистом Рубенсом Герхманом, приняли участие в знаковой выставке 1984 года «Как дела у поколения 80-х?». Среди них — Луис Зербини, Леда Катунда, Жозе Леонилсон, Беатрис Мильязес и Даниель Сениси.

Силдо Мейрелис. «Нить». 1990-1995. Фото: MoMA
Силдо Мейрелис. «Нить». 1990-1995.
Фото: MoMA

После возвращения Бразилии к демократии в 1985 году художники Parque Lage, такие как Бригида Балтар, Рикардо Басбаум и Фернанда Гомес, перезнакомившись через представлявшие их городские галереи, экспериментировали со средствами массовой информации, создавая и распространяя рисунки, тексты и видео.

С начала 2000-х и до наших дней бразильское искусство существует в общемировом русле глобализации художественных течений, но сохраняет прочное наследие абстрактного и концептуального искусства. От признанных мэтров, таких как Аржан Мартинс, до новичков вроде Далтона Паулы и Максвелла Александра, чернокожие бразильские художники сочетают в своем творчестве трансатлантические тренды и актуальную урбанистическую культуру страны. Современные художники из числа коренных народов, такие как Жайдер Эсбелл и Денилсон Банива, недавно переосмыслили придуманный столетие назад концепт «антропофагии», стремясь показать свое наследие как упущенный из виду аспект современной реальности. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
4
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
5
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+