18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Космические фантазии Александра Лабаса в Петербурге

Александр Лабас. «Трое». Из серии «Жители отдаленных планет». 1968. Фото: Фонда А.Лабаса и Р.Идельсон
Александр Лабас. «Трое». Из серии «Жители отдаленных планет». 1968.
Фото: Фонда А.Лабаса и Р.Идельсон
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков открыта выставка «Фантазии Александра Лабаса». Это графические работы художника-авангардиста, которые ранее никогда не выставлялись в Cеверной столице

Больше десяти лет назад «космические» работы Александра Лабаса показывали на выставке в Московском музее современного искусства, но проект в Северной столице отличается и по содержанию, и по оформлению экспозиции. Залы Музея искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков превратились в своеобразный кабинет, или, лучше сказать, лабораторию художника-мечтателя, иногда больше похожего на ученого, постаравшегося зафиксировать на бумаге невероятные космические явления и образы неземных существ. Архитекторы экспозиции выбрали главным цветом насыщенный синий, а в одном из залов стена превратилась в мерцающее небо с отверстиями, заглядывая в которые, словно подсматриваешь за жизнью других планет и их жителей.

Фрагмент экспозиции «Фантазии Александра Лабаса». Фото: Фонда А.Лабаса и Р.Идельсон
Фрагмент экспозиции «Фантазии Александра Лабаса».
Фото: Фонда А.Лабаса и Р.Идельсон

Выставка включает графические работы художника-авангардиста, которые ранее никогда не выставлялись в Санкт-Петербурге. По словам организаторов проекта, им хотелось показать Лабаса как романтического созерцателя, увлеченного живописца и мечтательного графика. Работы, хранящиеся в семье художника, предоставил на выставку Фонд сохранения художественного и культурного наследия живописцев Александра Лабаса и Раисы Идельсон. Возглавляет фонд внучка художников Алиса Лабас, которая так говорит о проекте и о своем дедушке: «Зрителю всегда интересно приоткрыть дверь в мастерскую художника, и предстоящая выставка вполне даст возможность посетителю стать частью творческого процесса. Главными темами в творчестве Лабаса всегда были стремительный бег и полет разнообразных самодвижущихся механизмов XX века. Но еще Лабаса вдохновляли пророчества Циолковского. Он мечтал о межпланетных путешествиях и исследовательских станциях на Луне и, кстати, никогда не скрывал своего убеждения в том, что в бесконечном космосе можно встретить вариации земной породы человечества».

Фрагмент экспозиции «Фантазии Александра Лабаса». Фото: Фонда А.Лабаса и Р.Идельсон
Фрагмент экспозиции «Фантазии Александра Лабаса».
Фото: Фонда А.Лабаса и Р.Идельсон

Ключевыми на выставке стали работы 1960–1970-х годов — фантазии о будущем, о космических открытиях и безграничных пространствах. Например, из цикла «Цветовые композиции», большинство рисунков из которого построено на взаимодействии цветных пятен, кругов и витиеватых линий, напоминающих о причудливости и непредсказуемости человеческой мысли. Серия «Жители отдаленных планет» расскажет посетителям выставки о странных антропоморфных существах, которые могли бы стать персонажами какой-нибудь межгалактической саги. А в работах из серии «Фантазии» живут биоморфные существа-симбиоты.

Организаторы проекта вспоминают слова самого Лабаса, сказанные столетие назад: «…В чем я уверен, так это в том, что с каждым десятилетием мои работы будут более и более понятны, ну а через 50 или 100 лет — вот тогда они зазвучат в полную силу, и все увидят в них наше время…» Сбылись ли мечты и фантазии художника-экспериментатора, можно проверить на выставке.

Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков
«Фантазии Александра Лабаса»
До 13 ноября

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
5
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+