18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тейт отказывается от архива Фрэнсиса Бэкона и возвращает его хозяину

Художник Фрэнсис Бэкон в своей мастерской в Лондоне. 11 марта 1975 г. Фото: Terence Spencer/Popperfoto via Getty Images
Художник Фрэнсис Бэкон в своей мастерской в Лондоне. 11 марта 1975 г.
Фото: Terence Spencer/Popperfoto via Getty Images
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Для музея отказ от подаренных работ или архивов — случай исключительный. Тем более что архив художника, переданный его соседом и другом Барри Джоулем, хранился там почти 20 лет

В Тейт объявили о решении вернуть архив Фрэнсиса Бэкона соседу и другу художника Барри Джоулю, который почти 20 лет назад передал его в дар музею. Сам Джоуль говорит, что собрание вернули по его собственной просьбе.

Согласно его версии, нанятые им адвокаты из Collyer Bristow потребовали «вернуть все подаренное на основании невыполнения условий соглашения между Тейт и Джоулем». По словам Джоуля, он «давно подозревал, что они хотят вцепиться в этот архив, похоронив его в своих подвалах, а я при этом должен был заткнуться и проваливать». В заявлении же Тейт говорится, что дар Джоуля «вызвал серьезные сомнения относительно природы и качества материала». Тейт добавляет: «Архив не подходит ни для одной значимой выставки, к тому же в нем отсутствует потенциал для изучения или понимания природы творчества Бэкона. Поэтому вещи сочли непригодными для хранения в Тейт. Собрание предложили вернуть обратно дарителю в соответствии с пожеланиями последнего».

Для Тейт отказ от подаренных работ или архивов — случай исключительный, и это решение должно было быть одобрено попечителями музея.

Собрание Джоуля, переданное в музей, включало 800 вырезок из журналов и газет, на некоторых были пометки карандашом и ручкой, а также мазки краски. Оно содержало 39 фотографий Бэкона и его друзей, книги и документы. Плюс так называемый Х-альбом закрашенных эскизов, который в Тейт после экспертизы обозначили как принадлежащий «неизвестному автору». Джоуль всегда решительно настаивал на подлинности всех этих вещей. Он был соседом Бэкона с 1978 года. Время от времени он подрабатывал у Фрэнсиса и стал его приятелем. Материалы, по-видимому, были отданы Бэконом Джоулю из мастерской на улице Рис-Мьюз в Лондоне 18 апреля 1992 года, за десять дней до смерти художника.

Реконструкция мастерской Фрэнсиса Бэкона. Фото: Sailko/Wikimedia Commons
Реконструкция мастерской Фрэнсиса Бэкона.
Фото: Sailko/Wikimedia Commons

Джоуль передал архив для изучения в Тейт еще в начале 2003 года. На тот момент это собрание считалось, пожалуй, самым важным приобретением среди архивов Тейт за всю историю музея. В прессе сообщали, что коллекцию оценили в £20 млн, хотя, откуда взялась эта цифра, неясно. В пресс-релизе в 2004 году музей обещал «изучить, сфотографировать и каталогизировать собрание в течение трех лет, прежде чем выставить эти предметы на всеобщее обозрение и предоставлять их на выставки».

Джоуль говорит, что, несмотря на обещание, за 18 лет ничего так и не было выставлено. Архив не был оцифрован и размещен в интернете, хотя, по его словам, он предлагал дать на это деньги. Меценат винит Фонд Фрэнсиса Бэкона: «На протяжении многих лет они постоянно давили на Тейт, требуя от музея, чтобы архив никогда не выставлялся». Но фонд, созданный художником для управления его творческим наследием, настроен решительно: «Многие специалисты, работающие в фонде и сотрудничающие с нами, изучив материалы, пришли к выводу, что никаких весомых доказательств того, что эти эскизы и рисунки созданы рукой Бэкона, нет».

Мастерская Фрэнсиса Бэкона на улице Рис-Мьюз в Лондоне, где художник жил и работал в 1961-1992 годах. Фото: Wikimedia Commons
Мастерская Фрэнсиса Бэкона на улице Рис-Мьюз в Лондоне, где художник жил и работал в 1961-1992 годах.
Фото: Wikimedia Commons

Весной нынешнего года Барри Джоуль в интервью газете Observer заявил, что передумал передавать Тейт еще сотню предметов, которые достались ему из студии Бэкона. Меценат теперь намерен передать их Центру Помпиду. Представитель музея в ответ на запрос заявил, что «никаких переговоров пока не было, и об этом намерении мы сами узнали только от вас».

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
4
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
5
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+