18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства

Baron Studios. Королева Елизавета II. 1951. Фото: National Portrait Gallery
Baron Studios. Королева Елизавета II. 1951.
Фото: National Portrait Gallery

Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет

Королева Елизавета II, правительница Соединенного Королевства и владелица одной из величайших в мире коллекций произведений искусства, скончалась в возрасте 96 лет. Хотя она постоянно была на виду, на удивление мало известно о ее личных вкусах. Изобразительное искусство, похоже, не занимало значительного места среди ее интересов. Тем не менее, как это ни парадоксально, Елизавета II сделала больше, чем кто-либо из ее прославленных предшественников, чтобы поделиться с обществом своими королевскими сокровищами.

Вот какую коллекцию она курировала: 7,6 тыс. картин (в три раза больше, чем хранится в Национальной галерее), 2 тыс. миниатюр (самый большой в мире фонд) и более 500 тыс. гравюр и рисунков, не говоря уже о мебели, керамике, часах, оружии и доспехах, книгах, фотографиях и, конечно же, драгоценностях короны. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, оно представляет собой ретроспективу личных вкусов монархов за более чем полтысячелетия.

Галерея в Холирудском дворце. Фото: Royal Collection Trust
Галерея в Холирудском дворце.
Фото: Royal Collection Trust

Королевская коллекция имеет необычный статус. Как объясняет ее пресс-секретарь, «королева хранила коллекцию в доверительном управлении как суверен для своих преемников и нации. Это собрание не принадлежит ей как частному лицу». Мы не имеем ни малейшего представления о том, что сама королева на самом деле думала и предпочитала ли она Франца Винтерхальтера, любимого художника королевы Виктории, Энди Уорхолу. Протокол требует, чтобы журналисты никогда не задавали монарху вопросов, и она мало что рассказывала.

Говорить о своих личных вкусах означало бы ослабить свой моральный авторитет.

Юная принцесса Елизавета не ходила в школу, она обучалась дома. Как сообщает королевский сайт, среди предметов были «искусство и музыка». Она выросла среди величайших в мире художественных сокровищ. Но в молодости, окруженный таким богатством, человек либо очаровывается, либо пресыщается.

Создание Королевской галереи

Когда Елизавета взошла на престол, хранителем картинной галереи королевы был не кто иной, как Энтони Блант, специалист по творчеству Николя Пуссена, профессор Лондонского университета и агент советской разведки, о чем стало известно спустя шесть лет после его выхода на пенсию в 1973 году. Преемниками Бланта на посту хранителя были Оливер Миллар (1972–1988), Кристофер Ллойд (1988–2005) и Десмонд Шоу-Тейлор (2005–2020). Хотя королева принимала формальные решения (в том числе по всем приобретениям и запросам на выдачу в другие музеи), ныне Королевской коллекцией руководит директор, в настоящее время это Тим Нокс, занимающий этот пост с 2018 года.

Энтони Блант был также причастен к созданию Королевской галереи, которая была построена рядом с Букингемским дворцом на месте часовни, разбомбленной люфтваффе в 1940 году. С момента открытия в 1962 году здесь были показаны 82 выставки, основанные на произведениях искусства из Королевской коллекции, до 26 февраля 2023 года открыта экспозиция «Япония: двор и культура».

Но самое большое изменение произошло после катастрофического пожара в Виндзорском замке в 1992 году. До этого коллекция находилась в непосредственном ведении монаршей семьи, но в 1993 году был учрежден благотворительный фонд (траст), ответственный за заботу о произведениях искусства и их показ. Финансируется он за счет доходов, полученных от открытия королевских резиденций для посетителей. Тогда Букингемский дворец стал доступен для посещения летом, во время отсутствия королевы, что обеспечило новый важный источник дохода.

Один из залов Букингемского дворца. Фото: Royal Collection Trust
Один из залов Букингемского дворца.
Фото: Royal Collection Trust

Нововведение отлично сработало, по крайней мере с точки зрения содержания собрания. С 1993 года траст направил большую часть своих средств на три основных проекта: реконструкцию Виндзорского замка после пожара, расширение Королевской галереи в 2002 году и создание новой галереи в Холирудском дворце в Эдинбурге также в 2002 году.

При Елизавете II приоритетными направлениями в работе с коллекцией были организация доступа к ней публики, хранение и инвентаризация.

Многие из лучших произведений искусства можно увидеть в 15 королевских резиденциях, открытых для посетителей (в первую очередь это Виндзорский замок, Букингемский дворец, Холирудский дворец, Хэмптон-Корт, лондонский Тауэр, Осборн-Хаус и Королевский павильон в Брайтоне). Это большая редкость — видеть произведения искусства в исторических интерьерах, для которых они были изначально заказаны или приобретены.

Помимо этого, отдельные выставки проводятся как в Великобритании, так и за рубежом. А некоторые работы предоставляются для проектов, организованных другими музеями и площадками. Не единожды экспонаты из Королевской коллекции бывали и в России.

Крайне серьезно на финансовых результатах работы фонда сказалась пандемия COVID-19 и связанные с ней ограничения. В 2020–2021 финансовом году общее количество посетителей резко сократилось с 3,285 млн до 155 тыс., доход упал с £72 млн до £7 млн. Хотя данные за 2021–2022 годы еще не опубликованы, они могут быть почти такими же неутешительными, поскольку Великобритания только начала выходить из пандемии в начале этого года.

В исследовании, проведенном The Art Newspaper к 50-летию правления Елизаветы II, выяснилось, что за эти полвека были приобретены всего 20 картин, скромное дополнение к имеющимся 7 тыс. И все это портреты: два самой королевы, два придворных и 16 — исторических личностей. Их общую стоимость мы оценили в несколько сотен тысяч фунтов стерлингов. Последующие 20 лет приобретения оставались на таком же уровне.

Экспозиция Королевской галереи. Фото: Royal Collection Trust
Экспозиция Королевской галереи.
Фото: Royal Collection Trust

Помимо Королевской коллекции, Елизавета II была связана с искусством через Королевскую академию художеств, которой монархи покровительствуют на протяжении 250 лет, и непосредственно — через позирование для десятков портретов и знакомство с художниками. Среди них — Пьетро Аннигони и Люсьен Фрейд.

Хотя вовлеченность Елизаветы II в изобразительное искусство, возможно, не была так сильна, ее окружали члены семьи, тесно с ним связанные. Королева-мать была важным коллекционером, покупавшим картины Клода Моне и Альфреда Сислея. Муж Елизаветы II, скончавшийся в апреле 2021 года герцог Эдинбургский, был страстным акварелистом и коллекционером. Ее сын принц Чарльз, теперь король Карл III, еще более талантлив в создании акварелей, чем отец, и обладает глубокими познаниями в области истории архитектуры и сохранения памятников.

Хотя Королевская коллекция действовала от имени королевы, в значительной степени организационными вопросами занимался Чарльз. Он был первым председателем Royal Collection Trust, пробывшим на этой должности 28 лет до марта 2021 года, когда он передал управление банкиру Джеймсу Ли-Пембертону. Эта рокировка была вполне оправдана тем, что Чарльз унаследует трон, и тогда монарху было бы неуместно сохранять председательство.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
4
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
5
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
6
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
7
Выставка Юрия Уляшева открывается в Москве
Математику цвета и формы покажут в московской галерее Fine Art на персональной выставке Юрия Уляшева «Трэш-авангард»
18.04.2024
Выставка Юрия Уляшева открывается в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+