18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Наталья Плеханова: «Мы подбираем именно такое — настоящее, неподдельное»

Наталья Плеханова, организатор выставки «Дивование. Открытие Севера» в Каргополе. Фото: Архив Натальи Плехановой
Наталья Плеханова, организатор выставки «Дивование. Открытие Севера» в Каргополе.
Фото: Архив Натальи Плехановой
№103, июль-август 2022
№103
Материал из газеты

До конца лета в Каргополе проходит выставка «Дивование. Открытие Севера». Как удалось сложить вместе и старинные костюмы из разных музеев страны, и современное искусство, рассказывает организатор проекта

Почему Каргополь? Как возникла эта идея?

Я абсолютно внезапно сюда попала. У меня нет перед провинцией пиетета, поскольку я лет до 16 жила в городе Орел. А Каргополь — город маленький, даже крошечный, 10 тыс. населения, но здесь совсем другие отношения между людьми, не такие, как в средней полосе России. Может быть, так сказываются годы без крепостного права. Я никогда так много не разговаривала на улице с незнакомыми, как тут. Плюс — это основное, конечно, — красота. Каргопольских лошадок глиняных, как Коровина Мамонтов туда возил на пленэры, Ярославский вокзал Кекушева и Шехтеля — все это помню с художественной школы. Меня тоже тут все сразу очаровало. А моя сфера интересов — организация фестивалей. Пошло второе десятилетие нашего фестиваля «Дягилев. Постскриптум». Я знаю изнутри, как делаются эти проекты. К тому же у меня есть длительный опыт совместной работы с петербургскими музеями. В итоге я поняла, что можно попробовать что-то сделать. Весь мой накопленный опыт — здесь. На это ушло почти три года. Первой пробой стал показ коллекции «Каргополь» Фрола Буримского. Это были, скорее, съемки фильма о его коллекции с участием большого числа местных жителей. Одна часть была про моду, вторую часть я думала сделать про местную еду, но из-за пандемии не получилось. А третьей частью была выставка КGallery ленинградской группы «Одиннадцать». И еще северная архитектура. В селе Ошевенское есть московские архитекторы, которые живут в старинных домах. Мы вместе с архитектурным критиком Марией Элькиной, архитекторы плюс городская и музейная общественность организовали круглый стол о том, как это все возможно развивать. То есть это был такой абсолютный восторг неофитов.

Художница Соня Кислякова показывает свое «Платье-плач», бисер и бусины на котором символизируют слезы невесты, прощающейся с отчим домом. Фото: Александр Коряков
Художница Соня Кислякова показывает свое «Платье-плач», бисер и бусины на котором символизируют слезы невесты, прощающейся с отчим домом.
Фото: Александр Коряков

Каков ваш рецепт?

Туризм, с одной стороны, позволяет маленьким городам жить, а с другой стороны, понятно, что часто затаптывает как раз то самое прекрасное, что мы хотим там увидеть. Общая идея: туризм должен быть локальный, но нужно все это делать очень бережно. Я посмотрела на невероятные красоты, которые хранятся в каргопольском музее, и подумала, что это нужно обязательно всем показывать, это мало кто видит. Да, там есть туристы, но их не так много, в том числе потому, что в Каргополе три с половиной гостиницы. А строить новые сложно, потому что мало денег. А денег нет, потому что мало кто туда доедет: довольно далеко — и если не знает, почему туда обязательно нужно ехать. Теперь все мои друзья и знакомые хотят ехать и смотреть прямо сейчас.

Я подумала, что мы покажем все эти жемчуга, кокошники и платки из Каргополя плюс можно показать предметы, которые сохранил Эрмитаж благодаря своим экспедициям. Советовалась с Ниной Тарасовой, хранителем коллекции костюмов Государственного Эрмитажа. Поскольку я не куратор, я эту идею на всех опробовала. Поговорила с Ником Ильиным (культуртрегер, советник Михаила Пиотровского. — TANR). Он сказал: «Ну что там твоя эта вышивка гладью! Нужно что-нибудь актуальное». Так с легкой руки Ника возникло современное искусство — в том виде, как оно сейчас переосмысливает русское наследие. Очень логично к нам присоединился Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства с теми же мамонтовско-коровинскими вояжами. Его директор Наталья Ивановна Метелица говорит, что идея сопоставлять этнографические костюмы с театральными не самая удачная: сценические очень сильно проигрывают. Но предложила другую идею — пойти через эскизы костюмов а-ля рюс. Мы показываем, как неизвестные мастерицы делали кокошники, коруны и перевязки (я уже выучила эти слова), потом — как это наследие перерабатывалось в ХХ веке и как оно выглядит в веке ХХI. Это хорошая, легкая выставка и для Каргополя, и для Петербурга.

На выставке можно увидеть около 70 предметов старинного женского костюма. Фото: Александр Коряков
На выставке можно увидеть около 70 предметов старинного женского костюма.
Фото: Александр Коряков

Не могу не спросить про слово «дивование». Откуда оно?

Название уже было давно — «Открытие Севера». Но позже прошла выставка Пьера Броше в Этнографическом музее с одноименным названием. Мы не стали менять наше название, но надо было, конечно, добавить что-то, что точно бы привязывало к месту. Я опять бросилась читать всех, кто писал про Русский Север, искать, какое слово можно подобрать, чтобы было и коротко, и красиво. И вот пришло это слово «дивование». Оно, конечно, фольклорное, означает высшую степень изумленного восхищения. Но ведь каргопольскому музею тоже все-таки довольно сложно было пойти на такую историю, особенно когда они увидели работы современных художниц. И я бесконечно им благодарна, что музей инициировал и поддержал эту идею выставки.

Если этот проект будет возможно развивать дальше, нам нужно будет просто менять, как кубик, одно слово. Сейчас этот проект разворачивается вокруг музея — потом можно будет повернуть его вокруг музыки. Оставляя одну часть, заменять другую. Каргополь заменять на Сольвычегодск, к примеру. Он тоже совершенно прекрасный, и все это опять связано с петербургскими музеями с наследием Строгановых.

Анна Слобожанина. Кокошник. Фрагмент инсталляции «Я — часть чащи». Фото: Александр Коряков
Анна Слобожанина. Кокошник. Фрагмент инсталляции «Я — часть чащи».
Фото: Александр Коряков

В выставке участвуют Ульяна Подкорытова и еще четыре художницы с некоторым этническим уклоном.

Конечно же, участвуют художницы из Архангельска. Куратор современного искусства Саша Генералова мне бесконечно писала про возможные обвинения в колонизаторстве… Мне кажется, они условны и притянуты, потому что мы не колонизируем, как это делала советская власть, а если совсем ничего не делать, не рассказывать, все скоро может оказаться малоизвестным. Широкая публика должна знать немного больше, чем Суздаль, Новгород и Плёс.

Почему у вас сложилась такая большая команда — целых шесть кураторов?

Я уверена, что должны участвовать специалисты более узкого профиля, чем я, потому что я маркетинговый человек, скорее, менеджер. Мне кажется, что собралась вообще идеальная команда. Музейные предметы отбирают музейные кураторы, хранители коллекций; совриск — Саша Генералова и Кристина Дрягина, куратор архангельского Центра современного искусства ARKA. Художником выставки у нас стал Юрий Сучков. Он делал выставки «Пять искушений Иоганна Фауста», «В круге Дягилевом», многие театральные выставки, что еще было важно, много работал с Эрмитажем. Юра всю эту историю скрепил, потому что он не просто художник — он настоящий куратор.

Ульяна Каль. «Прялка-весло». Фрагмент. Фото: Александр Коряков
Ульяна Каль. «Прялка-весло». Фрагмент.
Фото: Александр Коряков

А вас поддерживают меценаты или государство?

Мы получили грант Президентского фонда культурных инициатив. Мне казалось, что это такой прекрасный проект, что сразу откликнутся большие коммерческие структуры, с которыми мы раньше работали. Всё здесь: и местное творчество, и внутренний туризм, и развитие русско-европейское, и развитие через три века русской культуры… Но я на какие-то проходные проекты гораздо быстрее находила деньги. В общем, не удалось мне его быстро продать. Тогда мы стали подавать заявки на все текущие грантовые конкурсы. И внезапно выиграли этот грант.

Вы рассчитываете, что люди могут приехать не только специально на эту выставку, но и заодно посмотреть окрестности? Может быть, вы какой-то маршрут для них разработали?

Мы составили маршрут, в том числе потому, что это было одним из условий гранта. Программа рассчитана на два-три дня, чтобы приехать, выставку увидеть и посмотреть лучшее в Каргополе и вокруг него. Мастер-классы, которые мы отобрали и предлагаем посетить, действительно очень настоящие. Их разрабатывали музейные сотрудники. Например, попробовать самим сделать часть кокошника. Раз люди сюда едут, им надо показать то, за чем все ездили раньше. То есть, например, за каргопольскими лошадками Музея Шевелевых (Музей мастеров Шевелевых и каргопольской глиняной игрушки. — TANR) — как их сделать, обжечь — и в Центре народных ремесел «Берегиня» — как их раскрасить. Мы подбираем именно такое вот — настоящее, неподдельное. Это очень важный аспект вообще всего проекта. И наверное, именно «настоящесть» привлекает в первую очередь. То есть все это не позолоченное, и хочется увидеть, сколько людей издалека приедут посмотреть на настоящую красоту. 


Каргополь и вокруг: что посмотреть

Красноармейская площадь в Каргополе. Справа — Никольская церковь (1741), слева — Благовещенская церковь (1682–1692), которую Игорь Грабарь сравнивал с флорентийскими палаццо. Фото: Александр Коряков
Красноармейская площадь в Каргополе. Справа — Никольская церковь (1741), слева — Благовещенская церковь (1682–1692), которую Игорь Грабарь сравнивал с флорентийскими палаццо.
Фото: Александр Коряков

Каргополь входит в сеть креативных городов ЮНЕСКО в области ремесел и народного твор­чества.

Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей создан в 1919 году на основе коллекции мещанина, ценителя старины Капитона Григорьевича Колпакова. В начале ХХ века он выполнял заказы этнографического отдела Русского музея, передал 11 коллекций и собрал собственную. В ведении каргопольского музея находится 12 памятников архитектуры. Среди них — белокаменный Христорождественский собор XVI века и деревянный храмовый ансамбль в деревне Саунино с сохранившимися «небесами» — расписным потолком.

Выставка «Дивование. Открытие Севера» включает произведения из Архангельского краеведческого музея, Государственного Эрмитажа, Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. В основе выставки — около 70 предметов старинного женского костюма, кокошники и девичьи головные уборы — перевязки, расшитые речным жемчугом и перламутром, а также 7 цельных костюмных комплексов. Среди редкостей — подчелок второй половины XVIII века, расшитый золотными нитями и бисером в старинной русской технике сажения по бели. Северные девичьи уборы носили дамы высшего света на маскарадах и костюмированных балах; один такой венец XIX века из Олонецкой губернии представлен на выставке. Из петербургского театрального музея приехали театральные эскизы начала ХХ века на русскую тему — Льва Бакста, Константина Коровина, Владимира Татлина, Сергея Чехонина. Отдельный интерес представляет эскиз 1926 года художницы Екатерина Петровой к опере Николая Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный», где царевна напоминает комсомолку, которая борется с капиталистическим угнетателем Кащеем. Современное осмысление наследия Русского Севера представляют пять художниц, работающих в разных жанрах: Ульяна Каль, Соня Кислякова, Ульяна Подкорытова, Анна Самойлова, Анна Слобожанина.

Из Каргополя можно отправиться в Кенозерский национальный парк. Среди примечательных мест Каргопольского сектора — деревня Морщихинская, Масельга на великом водоразделе двух морей и двух океанов — уникальном памятнике природы. Поздышево связано с именем преподобного святого Александра Ошевенского. Также стоит посетить церковь Георгия Победоносца в селе Река, Александро-Ошевенский монастырь, часовню Георгия Победоносца в деревне Низ, гостевой дом XIX века купца Дружинина в Ширяихе, Ошевенский погост — прекрасно сохранившийся квартал традиционной северной деревянной застройки, жемчужиной которого является деревянная церковь Богоявления 1787 года.

Материалы по теме:
Каргопольские чудеса
Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
4
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
5
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+