18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве

1. Валентин Серов. «Портрет Ивана Абрамовича Морозова». 1910. Фрагмент. 2. Дмитрий Мельников. «Портрет Сергея Ивановича Щукина». 1914. Фрагмент. Фото: Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С. Пушкина
1. Валентин Серов. «Портрет Ивана Абрамовича Морозова». 1910. Фрагмент. 2. Дмитрий Мельников. «Портрет Сергея Ивановича Щукина». 1914. Фрагмент.
Фото: Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С. Пушкина

В Эрмитаже и Пушкинском открылись финальные выставки грандиозного тура, посвященного импрессионистам и постимпрессионистам из дореволюционных коллекций Щукина и Морозова

Главные выставки этого сезона — «Рождение современного искусства. Сергей Щукин» (до 30 октября) и «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» (с 28 июня до 30 октября) — открылись одна за другой в Государственном Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Главная особенность проекта — то, что экспозиции восстанавливают максимально целостно коллекции Щукина и Морозова, произведения искусства из которых в 1950-е годы были перетасованы между Москвой и Петербургом. Это позволяет воочию увидеть, какой прорыв больше 100 лет назад совершили русские, покупая новую французскую живопись.

Автор книг о Сергее Щукине и Иване Морозове Наталия Семенова описывает их коллекции так: «Бессмысленно задаваться вопросом, чья коллекция была лучше: каждая по-своему хороша. Можно ли считать Щукина и Морозова конкурентами? Вряд ли. Не было случая, чтобы кто-то из них перехватил картину у другого, хотя в отношении некоторых художников их вкусы почти полностью совпадали. Разница состояла лишь в подходе к собирательству. Морозов предпочитал лучше „ждать, чем спешить и ошибаться“, как выразился Борис Терновец. Он был невероятно разборчив, обстоятелен, заранее обдумывал, какой работой представит каждого мастера, где именно повесит полотно и как оно будет сочетаться с другими. О таких вещах Сергей Иванович даже не задумывался. Его старшая дочь Екатерина вспоминала, что живопись приводила отца в возбуждение, и, если картина ему нравилась, он страстно хотел ее заполучить».

Иван Морозов

Поль Сезанн
«Голубой пейзаж»

Поль Сезанн. «Голубой пейзаж». Около 1904–1906. Фото: Государственный Эрмитаж
Поль Сезанн. «Голубой пейзаж». Около 1904–1906.
Фото: Государственный Эрмитаж

Около 1904–1906
Холст, масло. 101,5 х 82,5 см
Государственный Эрмитаж

По количеству картин в коллекции «отшельник из Экса» опередил всех. За семь лет Иван Морозов собрал настоящий музей Поля Сезанна, представив каждый из периодов его творчества. […] Иван Абрамович выбирал работы, которые были ему нужны для полноты коллекции, и не считался со средствами. […] История с покупкой «голубого Сезанна» — характерный пример морозовского подхода к коллекционированию: в упорных поисках нужной работы он доходил до абсурда, не занимал место на стене, точно зная, какая именно работа должна там появиться рано или поздно. […] В каталоге посмертной ретроспективы Сезанна Иван Морозов поставил против № 54 жирный знак вопроса. Три года спустя вопрос был снят. Пустовавшее место на стене занял «Голубой пейзаж». «Когда будут окончательно распроданы собрания Пеллерена и Воллара, чтобы судить о творчестве великого гражданина Экса, придется из Парижа ездить в Москву». Не случись 1914-го, а за ним и 1917 года, предсказание Сергея Маковского, несомненно, сбылось бы.


Пьер Огюст Ренуар
«Купание на Сене» («Лягушатник»)

Пьер Огюст Ренуар. «Купание на Сене» («Лягушатник»). 1868. Фрагмент. Фото: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина
Пьер Огюст Ренуар. «Купание на Сене» («Лягушатник»). 1868. Фрагмент.
Фото: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина

1868
Холст, масло. 59 х 80 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина

В 1908 году Воллар (маршан Амбруаз Воллар. — TANR) продал Морозову «Лягушатник», один из трех вариантов прелестного мотива, который в 1869 году писали Ренуар и Моне, ставившие свои мольберты рядом на острове Круасси. Парижский пригород был известен не столько купальнями и ресторанами, сколько девицами легкого поведения. Во времена братьев Гонкуров, Золя и Мопассана, приезжавших сюда в поисках развлечений, этих дамочек называли grenouilles, лягушками, ибо они только и делали, что перепрыгивали от одного клиента к другому. Неудивительно, что ренуаровский «Лягушатник» в советские времена переименовали в «Купание на Сене». Беззаботная атмосфера привлекала в этот уютный уголок молодых Ренуара и Моне, на полотнах которых возникали юноши в белых брюках и канотье, дамы в светлых платьях с пышными юбками и парочки в лодках или за очередным неспешным завтраком на траве. Купить «Лягушатник», написанный до рождения самого термина «импрессионизм», было невероятной удачей, тем более что с каждым годом находить ранние работы Ренуара удавалось все реже.


Пабло Руис Пикассо
«Девочка на шаре»

Пабло Руис Пикассо. «Девочка на шаре». 1905. Фото: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина
Пабло Руис Пикассо. «Девочка на шаре». 1905.
Фото: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина

1905
Холст, масло. 147 х 95 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина

Как ни странно, ни в Европе, ни в Америке в те годы фактически не было коллекционеров, планомерно и целенаправленно собиравших новейшую французскую живопись. […] Так что на заре XX века единственными «конкурентами» москвичей оставались Лео и Гертруда Стайн: уступая русским купцам в финансовых возможностях, брат с сестрой опередили их, став первыми покупателями Матисса и Пикассо. Стайны действовали спонтанно, влюблялись в художника, а потом разочаровывались, что в итоге привело к исчезновению их общей коллекции.

[…] Стайны продолжали жить на широкую ногу, но их финансовое положение ухудшилось. […] Кроме купленных когда-то задешево картин, продавать им было нечего. При разделе коллекции Гертруде достались почти все картины Пикассо. Та решилась пожертвовать тремя работами своего любимца: «Трех женщин» и «Девочку на шаре» у нее купил Канвейлер (Даниель Анри Канвейлер — французский галерист, историк искусств и писатель. — TANR) и тут же перепродал русским клиентам. Шедевр кубистического периода достался Щукину, а «розового» — Морозову (он заплатил тогда за «Девочку на шаре» 16 тыс. франков, приблизительно 426 руб. — TANR). Москвичи отлично знали стайновские картины. Оба не раз бывали в просторной студии американцев на рю де Флёрюс, 27, где в несколько рядов висели полотна Сезанна, Гогена, Ренуара, Матисса и Пикассо.


Винсент ван Гог
«Красные виноградники в Арле. Монмажур»

Винсент ван Гог. «Красные виноградники в Арле. Монмажур». 1888. Фрагмент. Фото: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина
Винсент ван Гог. «Красные виноградники в Арле. Монмажур». 1888. Фрагмент.
Фото: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина

1888
Холст, масло. 75 x 93 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина

Эжен Дрюэ, готовивший у себя в галерее выставку ван Гога, не только прекрасно знал всех владельцев картин ван Гога, но и был осведомлен об их намерениях. В частности, о том, что князь Ваграмский готов расстаться с несколькими работами. Дрюэ успел продать Морозову одного ван Гога (имеются в виду «Хижины», купленные Дрюэ для Морозова) и не желал упустить свой шанс, благо русский клиент был полон энтузиазма. «Я только что встретился с владельцем картин, которые мы с вами видели. Он просит 30 тыс. франков за „Красные виноградники “ и 25 тыс. франков за каждую из остальных четырех картин, которые висят на стене рядом с „Виноградниками“. Что составляет 130 тыс. франков за пять картин. Но если они будут куплены вместе, их уступят за 100 тыс. франков», — писал Морозову Дрюэ. […] Кроме писем Эжена Дрюэ, которые бережно хранил адресат, у нас нет никаких иных документальных свидетельств, проливающих свет на покупку полотен ван Гога осенью 1909 года. Со слов Бориса Терновца известно, что не кто иной, как Валентин Серов, привлеченный в качестве арбитра, посоветовал Морозову из пяти картин выбрать «Красные виноградники» и «Прогулку заключенных». На выставке, открывшейся в галерее Дрюэ в ноябре, обе картины уже числились принадлежащими Monsieur Morosoff. […]

«Русский, который не торгуется» сумел выторговать «Красные виноградники» на треть дешевле, а на сэкономленные деньги купить у Дрюэ ту самую картину ван Гога, о которой шла речь в последнем письме. «Пейзаж в Овере после дождя» отличался от драматических работ художника романтическим настроением и какой-то невероятной̆ просветленностью. Ничто в этом идиллическом полотне, написанном в июне 1890 года, не предвещало трагического конца: 27 июля Винсент ван Гог смертельно ранит себя выстрелом из револьвера и через два дня скончается.


Пьер Боннар
«У Средиземного моря» (триптих)

Пьер Боннар. «У Средиземного моря» (триптих). 1911. Фрагмент. Фото: Государственный Эрмитаж
Пьер Боннар. «У Средиземного моря» (триптих). 1911. Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж

1911
Холст, масло. 457 х 407 см
Государственный Эрмитаж

Судя по заметкам на полях каталогов, Боннар поначалу Морозову не особенно нравился. Однако вскоре Иван Абрамович изменил мнение и купил два пейзажа, а на Осеннем салоне 1908 года пришел в восторг от натюрморта с зеркалом, в котором отражалась фигура обнаженной. Валентин Серов, считавший «Зеркало над умывальником» едва ли не лучшей работой в морозовском собрании, был с ним полностью солидарен. Позднее Морозов купит еще десять полотен Боннара, причем шесть из них художник выполнит по его заказу. Ровно так же поступал Сергей Щукин, покупавший у своего фаворита Матисса картину за картиной. […] Купив «Зеркало над умывальником», Иван Абрамович попросил Бернхейма познакомить его с художником. Неясно, договорились ли они сразу насчет сюжета будущего «панно между колоннами» для морозовского особняка. Зато относительно второго заказа (разумеется, диптиха) Морозов выразился вполне определенно, попросив взять в качестве темы что-нибудь из парижской жизни, которая его всегда манила и интриговала. Двухчастную «Парижскую сюиту» Боннару пришлось на время отложить и заняться трудоемкими четырехметровыми панно для лестницы. Весной 1911 года триптих «У Средиземного моря» был завершен и показан на Осеннем салоне. По окончании выставки панно прибыли в Москву (речь идет о картинах «Утро в Париже» и «Вечер в Париже» (1911, ГЭ), заказанных художнику в январе 1910 года через галерею Бернхейм-Жён вместе с триптихом. Картины приобретены в 1912 году за 5 тыс. франков, триптих — в 1911 году за 25 тыс. франков). […] Верхняя площадка лестницы отлично просматривалась снизу. Стоило распахнуть парадную дверь и поднять голову, как взгляду открывалась сказочная картина: голубая полоска моря, солнце, золотистый песок, фигурки играющих детей. Живопись Боннара расцветила особняк красками Лазурного Берега, нежные ароматы которого буквально витали в его залах: сирень, цикламены и ландыши доставляли в холодную Москву прямо из теплой Ниццы.


Сергей Щукин

Камиль Писсарро
«Оперный проезд в Париже (Эффект снега. Утро)»

Камиль Писсарро. «Оперный проезд в Париже (Эффект снега. Утро)». 1898.  Фото: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина
Камиль Писсарро. «Оперный проезд в Париже (Эффект снега. Утро)». 1898.
Фото: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина

1898
Холст, масло. 65 х 82 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина

В начале января 1898 года Писсарро поселился в Отель-дю-Лувр, в номере, из окна которого открывалась дальняя перспектива Оперного проезда, завершающегося зданием Гранд-опера. «Я тружусь вовсю: у меня шесть оконченных полотен и четыре начатых; видишь, я не теряю времени даром. Я рассчитывал на карнавал, но погода ужасная, идет град», — писал художник сыну Люсьену. Влажная атмосфера рождала зыбкую дымку, объединявшую «потоки экипажей, мелькание человеческих фигур, падение снежных хлопьев». «Эффект снега. Утро», — приписал к названию картины художник-импрессионист. […]

Весной 1898 года Дюран-Рюэль (Поль Дюран-Рюэль, торговец картинами и коллекционер. — TANR) выставил последние, совсем свежие работы Камиля Писсарро, которого вскоре будут величать патриархом импрессионизма, у себя в галерее. Выставку на рю Лаффит посетили двое русских: Сергей и Петр Щукины. Привел их в галерею родственник, художник Федор Боткин, живший, как и Иван Щукин, младший брат московских коллекционеров, в Париже. Ни Сергей, ни Петр прежде ничего подобного не покупали. Петр с юности был страстным собирателем, но с живописью французских импрессионистов вряд ли прежде был знаком. Сергей только начинал интересоваться современным искусством и понемногу покупал картины русских художников для украшения дома.

«...Мои „Оперные проезды“ развешаны у Дюран-Рюэля. У меня отдельный большой зал, там двенадцать „Проездов“, семь или восемь... „Бульваров“, — писал сыну Писсарро. Петр выбрал «Площадь Французского театра», летний пейзаж с зелеными кронами каштанов, а Сергей через год купит более романтичный «Оперный проезд в Париже».


Клод Моне
«Белые кувшинки».

Клод Моне. «Белые кувшинки». 1899. Фото: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина
Клод Моне. «Белые кувшинки». 1899.
Фото: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина

1899
Холст, масло. 89 х 93 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина

За пять лет Сергей Щукин сумел собрать первоклассную коллекцию Клода Моне — 11 полотен, повествующих о рождении, становлении и закате импрессионизма. На первых порах от брата не отставал и Петр Щукин, рискнувший купить две картины Моне, которые спустя почти 15 лет также достанутся Сергею. […] Щукину удалось собрать образцы самых знаменитых серий Клода Моне — «Стога», «Соборы», «Кувшинки», «Ветей», «Темза». […]

«Хозяин нажал электрическую кнопку, и зал осветился ярким светом. Моментально из темноты выступили картины „Вот Моне, — говорит Сергей Иванович Щукин. — Вы посмотрите, живой. В картине при электрическом свете на расстоянии совсем не чувствуешь красок, кажется, что смотришь в окно утром где-нибудь в Нормандии, роса еще не высохла, а день будет жаркий“, — писал в своем дневнике в 1900 году Василий Переплетчиков. […]

Покупать картины в мастерских художников для Щукина не было в порядке вещей. Обычно он приобретал работы в галереях парижских маршанов, однако бывали случаи, когда московский коллекционер лично появлялся в ателье. Впервые это случилось в 1900 году, когда Сергей Иванович отправился к Клоду Моне в Живерни. Приехав в Нормандию поздней осенью, он не смог полюбоваться цветущим садом, но увидел его на картине — солнечный летний день, пруд с водяными лилиями, японский мостик и буйная зелень — и купил ее. Но одними «Белыми кувшинками» коллекционер не удовлетворился и зарезервировал за собой еще и «Руанский собор вечером», за которым пообещал вернуться.


Поль Гоген
«А, ты ревнуешь?» (Aha oe Feii?)

Поль Гоген. «А, ты ревнуешь?» (Aha oe Feii?). 1892. Фрагмент. Фото: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина
Поль Гоген. «А, ты ревнуешь?» (Aha oe Feii?). 1892. Фрагмент.
Фото: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина

1892
Холст, масло. 66 х 89 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина

Покупать Сезанна, ван Гога и Гогена Щукин начал практически одновременно, но двум первым явно предпочел последнего — шестнадцать полотен Поля Гогена против восьми Сезанна и четырех ван Гога. […] Привезя первые полотна Гогена в Москву, Сергей Иванович какое-то время не решался показывать картины гостям, «щадил торговых людей», как вспоминал художник Сергей Виноградов, «и не сразу ошарашивал их живописным неистовством». «Один б-б-безумец это написал, — заикаясь, якобы говорил он, показывая картины Гогена, — а д-д-другой безумец это купил». Сначала полотна Гогена висели в кабинете, где хозяин до поры до времени их «выдерживал». Но очень скоро картины украсили парадную столовую, казавшуюся немного сумрачной из-за темных шелковых обоев, дубовых панелей и расписного потолка. […] Входивших в столовую ослепляли гогеновские краски: «желто-оранжевое пламя», «сладость розового цвета» и «глубокая пышность синевы». […] Достоверно известно, что 5 ноября коллекционер приобрел у Воллара три полотна Гогена из числа выставлявшихся им на Осеннем салоне 1906 года: «Младенец», «Таитяне в комнате» и написанную во время первой поездки на Таити «А, ты ревнуешь?». За три картины московский коллекционер заплатил 21 тыс. франков. Мотив, легший в основу картины, созданной во время первого путешествия на Таити, описан в книге-дневнике Гогена «Ноа Ноа». «На берегу две сестры — они только что искупались, и теперь их тела раскинулись на траве в непринужденных сладострастных позах — беседуют о любви вчерашней и о той, что придет завтра. Одно воспоминание вызывает раздоры: „Как? Ты ревнуешь!”». «Недавно я написал шикарное ню: две женщины на берегу. Мне кажется, что это — лучшее из того, что я пока сделал», — писал Гоген одному из своих ближайших друзей, художнику Даниелю де Монфреду. Гоген ценил этот холст очень высоко и, отправляя картины в декабре 1892 года на выставку в Данию, наставлял жену не продавать полотно дешево.


Анри Матисс
«Танец»

Анри Матисс. «Танец». 1910.  Фото: Государственный Эрмитаж
Анри Матисс. «Танец». 1910.
Фото: Государственный Эрмитаж

1910
Холст, масло. 260 x 391 см
Государственный Эрмитаж

Матисс стал самым сильным, «до конца так и не изжитым» щукинским увлечением. Сергей Иванович влюбился в художника с первого взгляда. Живопись Матисса мало кому тогда нравилась. О нем говорили, что он «бесформенный», «грубый», «наглый», «нахальный недоучка, взбитый парижской рекламой» и т. д. Увидев весной 1906 года на Салоне независимых большой холст «Радость жизни», коллекционер захотел познакомиться с автором и попросил Амбруаза Воллара устроить встречу с мсье Матиссом. […] В лице Щукина Матисс нашел «идеального патрона», а Щукин в Матиссе — «художника будущего». […] Сергей Иванович купит 37 матиссовских полотен и отправит мэтру столько же писем. Картины он будет покупать прямо в мастерской, беря не только законченные, но и едва начатые полотна. После знакомства со Щукиным жизнь Матисса кардинально изменилась. Столько лет нужды — и вдруг такой щедрый, а главное, верный клиент. […] Художник вспоминал, что в какой-то момент стал бояться визитов русского, который удивительно верно и безошибочно выбирал последние, самые новаторские картины и забирал «еще до того, как на них высыхала краска». […] Щукину хотелось, чтобы Матисс написал для него нечто необыкновенное. Художник прислал в Москву эскизы: «Танец», «Купальщицы у реки» и «Музыка». Заказчика композиции привели в некоторое замешательство: на всех трех присутствовали обнаженные фигуры. «Сударь… увы! Я не могу поместить ню у себя на лестнице. После смерти одного из моих родственников я принял к себе в дом… девочек, а у нас в России (мы здесь немного на Востоке) нельзя показывать ню девочкам», — начал оправдываться Щукин. Повесить на лестнице многометровые панно Матисса, да еще с обнаженными фигурами, Сергей Иванович опасался не только из-за девочек. Он прекрасно понимал, что в Москве такую живопись сочтут откровенным издевательством. […] На Осеннем салоне 1910 года, где Матисс выставил написанные по заказу Щукина панно, публика просто негодовала. […] Щукин уехал из Парижа в день закрытия Салона. Мысль о «Танце» и «Музыке» преследовала и не давала покоя. 10 ноября Матисс получил от него телеграмму: Щукин решил от панно не отказываться и просил срочно отправить их в Москву. На следующий день Сергей Иванович написал художнику письмо. «Сударь, в дороге (два дня и две ночи) я много размышлял и устыдился своей слабости и недостатка смелости. Нельзя уходить с поля боя, не попытавшись сражаться. По этой причине я решил выставить Ваши панно. Будут кричать, смеяться, но поскольку, по моему убеждению, Ваш путь верен, может быть, время сделается моим союзником и в конце концов я одержу победу».

В статье использованы отрывки из книг Наталии Семеновой «Братья Морозовы» и «Щукин. Биография коллекции», вышедших в издательстве «Слово»/Slovo и отмеченных премией The Art Newspaper Russia в номинации «Книги».

К проекту «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» в ГМИИ имени А.С. Пушкина (с 28 июня по 30 октября) «Слово/Slovo» выпустило каталог «Коллекции Ивана и Михаила Морозовых», автором которого также стала Наталия Семенова, научный консультант выставки.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+