18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Алтарную картину Боттичелли рассмотрели со всех сторон

№97
Материал из газеты

После длительной реставрации и тщательного исследования это живописное произведение, прежде недооцененное, помещено на одно из почетных мест в лондонской Галерее Курто, которая и сама предстала перед публикой обновленной

Лондонская Галерея Курто в ноябре вновь открылась после трехлетней реновации. И одним из ее центральных экспонатов стала свежеотреставрированная работа Сандро Боттичелли (1445–1510) «Святая Tроица с Марией Магдалиной и Иоанном Крестителем» — алтарная картина, датируемая 1491–1494 годами. Прежде, несмотря на ценность и впечатляющий размер произведения, британская публика уделяла ему мало внимания, что отчасти было связано с его состоянием. Яркие цвета яичной темперы скрывал потемневший желтый лак, а композицию искажали трещины на доске из тополя, служащей основой.

Реставрация велась с января 2018 года под руководством Грэма Бэркло, главного реставратора Галереи Курто. Теперь картина смотрится совершенно иначе и экспонируется в новой, специально спроектированной раме-табернакле. Кроме того, проведенный в ходе реставрации технический анализ пролил свет на важные аспекты, связанные как с постановкой рабочего процесса в мастерской Боттичелли, так и с атрибуцией самого произведения.

Его давно связывают с женским монастырем Санта-Элизабетта делле Конвертите во Флоренции, куда принимали раскаявшихся проституток. В этом контексте становится понятнее обращение к фигурам Марии Магдалины и Иоанна Крестителя: первая считается покровительницей монастыря, а второй — города. Святая Троица, парящая в центре композиции, представлена как видение кающейся Магдалины. Учитывая иконографическое значение этих святых, чьи власяные облачения символизируют долгое отшельничество, весьма вероятно, что к работе над их фигурами приложил руку сам Боттичелли. В пользу такой версии говорят и едва заметные исправления (например, в положении руки и глаз Магдалины, чья фигура очень напоминает деревянную скульптуру святой, созданную Донателло в 1453–1455 годах). Благодаря реставрации на талии Магдалины стал заметен чуть подсвеченный снизу пояс из ее собственных волос, перекликающийся с образом авторства Донателло.

При этом, как отмечает Скотт Незерсоул, специалист Галереи Курто по итальянскому Возрождению, «по-прежнему трудно понять, с чем связаны многочисленные стилистические противоречия в фигурах Магдалины и Иоанна». Исследователь пришел к заключению, что работа над картиной, по-видимому, началась в 1470-е годы, но некоторые фрагменты переписывались в 1480-е и даже в 1490-е. В целом композиция написана достаточно тонко, хотя часть богатой лессировки утрачена.

Самое необычное в композиции — крохотные фигуры Товии и ангела на переднем плане, непропорциональные в масштабе картины. С ними связан и самый неожиданный вывод проведенной реставрации. Оказывается, первоначально эта пара была изображена вполне соразмерно и помещалась у подножия Троицы в пейзаже, который сейчас записан небом. «Мы знали, что Товию и ангела перенесли, — рассказывает Незерсоул. — Было известно о существовании подмалевка, но раньше мы не догадывались, что они были полностью написаны на своем первоначальном месте». Он полагает, что автором тех оригинальных фигур был Филиппино Липпи, ассистент Боттичелли. В пересмотренном варианте изображение Товии и ангела помещено на передний план, где обычно располагаются портреты донаторов, и выполнено в зеркальном отображении. Фигуры написаны очень искусно — возможно, их добавил сам Боттичелли на финальном этапе по причине особой важности для заказчика.

Другие открытия были сделаны в ходе работы над основой. Главная задача состояла в том, чтобы устранить последствия попытки, произведенной в XIX веке, укрепить панель добавлением планок с тыльной стороны. Реставраторы всегда знали, что на реверсе есть наброски, созданные одновременно с картиной, но они были трудноразличимы. Теперь появились основания считать их эскизом к табернаклю, а это означает, что его конструкция разрабатывалась одновременно с созданием картины. Кроме того, на обороте виден небольшой набросок распятия.

После снятия позднейшей рамы в нижней части композиции обнаружились изображения растений; с раскрытием переднего плана картина приобрела дополнительную глубину. Уточнение оригинального расположения разных элементов относительно пейзажа придало пространству несколько нереалистичный характер. Незерсоул допускает, что пейзаж выполнен «иррационально», чтобы подчеркнуть визионерский характер сюжета.

Что же касается атрибуции, то отныне картина будет экспонироваться в Галерее Курто как работа Боттичелли и мастерской. «Думаю, она относится к категории произведений, которые в XV веке приобретались как творения Боттичелли, но в понимании XXI века это не совсем так», — говорит эксперт. Произведение стало главным экспонатом Залов Блаватника — отреставрированных галерей на третьем этаже, названных в честь мецената Леонарда Блаватника, уроженца Одессы. А в 2023 году пройдет специальная выставка, где все открытия, сделанные в ходе реставрации картины, представят в полном объеме.

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+