18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Голландская лихорадка охватила подмосковные музеи

№97
Материал из газеты

Серпуховский историко-художественный музей показывает живопись Нидерландов XVII века из 11 музеев и частных собраний, в том числе из известной коллекции Константина Мауергауза. Куратором выставки выступил эксперт из Пушкинского музея Вадим Садков

Новый проект серпуховского музея «Образ и смысл. Голландская живопись XVII века из музеев и частных собраний России» многое роднит с выставкой «Младшие Брейгели и их эпоха», которая с успехом прошла в музее «Новый Иерусалим»: во-первых, общий куратор — завотделом искусства старых мастеров Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, профессор, доктор наук Вадим Садков; во-вторых, жанровое разнообразие (портрет, натюрморт, архитектурный интерьер, пейзаж, морской пейзаж); в-третьих, коллекционер Константин Мауергауз, который снова, как и в случае с «Новым Иерусалимом», любезно предоставил работы из личного собрания.

Впрочем, не только он, а еще известный собиратель Максим Кочеров, а также 11 государственных художественных музеев: краснодарский, нижегородский, рязанский, ульяновский, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Курская картинная галерея, музеи в усадьбах Архангельское, Кусково, Останкино и другие. Всего на выставку собрали 80 произведений. И то, что со всеми удалось договориться и все они прислали работы не на громкое столичное шоу, а в подмосковный Серпухов, — серьезное достижение музейного менеджмента, энергичного молодого директора Жанны Алейниковой и авторитетного куратора.

По словам Вадима Садкова, посещая музеи в российских регионах, он не раз встречал великолепные образцы нидерландской живописи XVII века. «Но, чтобы из жемчужин получилось ожерелье, их надо собрать в одном месте». Именно это сделали в Серпухове. Более того, сам музей обладает великолепной коллекцией западноевропейского искусства XVI–XVIII веков, которую в 1893 году основательница музея купчиха Анна Мараева (1845–1928) приобрела у камергера Юрия Мерлина (1836/1837 — до 1912). И выставка позволила эту часть музейного фонда актуализировать. «Уличный лекарь» (1654) Яна Викторса, «Ученый в кабинете» («Меланхолия») Изака де Яудервилле, «Десерт» (конец XVII в.) Давида Корнелиса де Хема и другие полотна зазвучали весомее, помещенные в исторический контекст.

Старых мастеров дополнили современными кунштюками: саунд-инсталляцией художника Ая Ае, ольфакторной и тактильной программами. Познакомиться с голландской культурой можно визуально, тактильно, через звуки и запахи. Как заявлено в пресс-релизе, «впервые за четверть века отечественной выставочной практики зритель увидит глобальный обзор художественной жизни Нидерландов от XVII столетия до современности».

Что касается непосредственно живописи, то по ней можно составить представление о том, как 400 лет назад жители Нидерландов торговали, воевали, строили города, отмечали праздники и путешествовали, во что одевались, чем обставляли дома и многое другое. Нидерландская живопись XVII века хороша тем, что, являя пример реализма, полна символических смыслов. Каждый фрукт в натюрморте, невинная бабочка над цветами, сами цветы, не говоря уже о, например, обезьянках, — все что-нибудь да значит. Обычно таким образом художники намекали на людские пороки: легкомыслие, тщеславие, похоть. Расшифровывать живописные шарады — тихая радость для пытливых умов.

Параллельно выставке в музее развернута обширная культурная программа: лекции, тематические экскурсии, мастер-классы для детей и взрослых, концерты, кинопоказы, новогодняя елка.

Выставку приветствовал посол Нидерландов Хиллес Бесхоор Плух: «Я убежден в ценности культурного сотрудничества… оно является тем мостом, который мы будем сохранять в любых обстоятельствах».

Экспозиционный дизайн стоил 9,7 млн руб., что, опять же, для регионального музея весомая сумма. В последние годы подмосковное министерство культуры не жалеет денег на художественные выставки.

Ну а некоторая преемственность тематики с недавним показом в музее «Новый Иерусалим» делу не помеха. Один музей формирует художественную ситуацию на юге Подмосковья, другой — на западе. От Серпухова до Истры 170 км — находись эти музеи где-нибудь в Западной Европе, они могли бы принадлежать разным государствам.

Серпуховский историко-художественный музей
«Образ и смысл. Голландская живопись XVII века из музеев и частных собраний России»
До 10 апреля 2022

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
4
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
5
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+