18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Реставраторы задумались о том, как спасти пластмассу от неизбежного разрушения

№93
Материал из газеты

Изучение предметов из пластика, произведенных в Восточной Германии, позволит лучше понять, какими путями они стареют и разрушаются

Фены, телевизоры, печатные машинки и сотни других изделий из пластика, произведенных в Германской Демократической Республике в период с 1949 по 1990 год, изучат в рамках сов­местного исследовательского проекта Института реставрации Гетти, расположенного неподалеку от Лос-Анджелеса Wende Museum («Музей перемен», Wende — термин, обозначающий объединение Германии) и мюнхенского музея дизайна «Новая коллекция».

Консервация и реставрация пластика — сложная отрасль, развитие которой началось лишь в 1990-е годы. Различные виды пластика, произведенные из всевозможных веществ при помощи разных технологических процессов, стареют не одинаково: одни приобретают хрупкость и трескаются, другие плавятся и становятся липкими, третьи идут пузырями и искривляются. Многие бледнеют или меняют цвет. Поэтому, как объясняет старший научный сотрудник Института реставрации Гетти Одиль Мэдден, их реставрация требует очень разных подходов в зависимости от состава. «Миска из нитроцеллюлозы будет стареть совсем не так, как миска из ацетилцеллюлозы, и методы ухода за ними, скорее всего, не будут похожи», — говорит она.

Тим Бехтольд, возглавляющий отдел реставрации «Новой коллекции», сетует, что информации о методах реставрации и уходе за предметами из пластика по-прежнему очень мало. «Наша задача заключается в том, чтобы составить инструкции для музеев и коллекционеров, помогающие им установить, с какими именно материалами они имеют дело, узнать, как они стареют, а в идеале — и как с ними обращаться», — говорит он.

ГДР была крупным производителем пластика, который массово экспортировался как в Восточную Европу, так и на Запад. Бехтольд рассказывает, что западногерманские каталоги вроде Quelle и Otto продавали восточногерманские товары под другими названиями, чтобы скрыть их происхождение. В рамках проекта будет изучено около 600 объектов из ГДР, находящихся в собраниях Wende Museum и «Новой коллекции». Через два года в мюнхенской Пинакотеке современности должна пройти выставка под рабочим названием «Пластиковый дом».

Цитата
Александра Санькова
Директор Московского музея дизайна

У нас в коллекции очень много предметов из пластика. Одних только слайдов более 25 тыс., и еще около 5 тыс. экспонатов — это одежда (например, плащи), посуда, игрушки, аудио- и видеотехника. Этим предметам нужны особые условия хранения — защита от света и высокой температуры, так как главная проблема пластмасс состоит в том, что они выцветают и становятся хрупкими.

Мы следим за ними: моем, подкрашиваем сколы (нас консультируют в ГосНИИРе и помогает художник из Строгановки). Но настоящей реставрацией это назвать нельзя — это просто приведение в экспозиционный вид. В ГосНИИРе (а также в ВХНРЦ им. Грабаря. — TANR) специалистов по пластмассам нет. Это большая проблема. На реставрационных отделениях в России такому не учат, а вот в учебных заведениях Нидерландов есть специальность «реставратор новых материалов», в ведение которого входит пластик. Это очень востребованная профессия, ведь многие предметы, ставшие иконами дизайна, созданы из пластика. В Музее дизайна Брюсселя (ADAM) хранится 2 тыс. пластиковых предметов, собранных в 1980-е годы коллекционером Филиппом Деселем. В немецком Музее дизайна Vitra немало культовых объектов (в частности, стулья Вернера Пантона) сделано в 1960-х из единого куска пластмассы; сидеть на них уже нельзя, они слишком хрупкие и не выдержат вес человека.

При создании коллекции мы постоянно с этим сталкиваемся. Например, советские куклы-неваляшки. Очень трудно найти экземпляр, который сохранил бы оригинальный красный цвет и две «пуговки» на животе. Пластиковые упаковки от советских подарков с кремлевских елок в виде башен и пятиконечных звезд — уже все бледно-розовые, а не красные. Упаковку вообще трудно найти в хорошем состоянии: никому в голову не приходило ее хранить, ведь это расходный материал.

На мой взгляд, золотое дно — заняться реставрацией и восстановлением пластика. Ведь рано или поздно это потребуется и частным коллекционерам, и музеям. Скажем, легендарные радиоприемники ВЭФ (их производили с 1924 года): сломалась клавиша переключения — и все, замены не найти. А любители старых автомобилей! Они ищут по всему миру бакелитовые ручки рычагов и кнопки, потому что современных аналогов никто не производит. 

Еще…

Преподаватель Института реставрационных наук при Техническом университете Кельна Фридерике Вентиг уверена, что в многочисленных документах из архива Wende Museum можно найти ценную информацию о процессах и веществах, которые использовались в восточногерманском производстве пластика. Если на Западе в 1970–1980-е годы были широко распространены такие одноразовые изделия из пластика, как бритвенные станки и посуда, то ГДР, по ее словам, не была свойственна расточительность, «вещи создавались, чтобы служить три-четыре десятилетия».

Мэдден рассказывает, что сначала исследователи подробно изучат избранные объекты из двух коллекций и установят компоненты и процессы, использованные при их изготовлении. Для анализа материалов потребуются не только микроскопы, но и такое оборудование, как инфракрасные и рентгенофлуоресцентные спектрометры. После идентификации материалов можно будет разработать подходящие для каждого предмета методы реставрации и консервации.

Хотя разные виды пластика стареют по-разному, их объединяет одно: старение отнюдь не улучшает внешний вид объекта. «Такие понятия, как патина, выдержанность временем — вроде романтики руин, которую мы ассоциируем с металлами и древесиной, к пластику не применимы, — говорит Мэдден. — От старого пластика никто не в восторге, кроме разве что реставраторов и ученых». 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+