18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Заха Хадид радикально изменила Николаевский зал Зимнего дворца

Главный российский музей и едва ли не самую известную интернациональную звезду архитектуры связывают давние отношения. В 2004 году именно в Эрмитажном театре Заха Хадид получала Прицкеровскую премию — главную архитектурную награду мира. «Нобелевка по архитектуре», как ее окрестили журналисты, каждый раз вручается на новом, символическом месте, награждение сопровождается выставкой. Заха Хадид не только единственная женщина, заслужившая эту награду, но и единственный архитектор, чье награждение прошло в России.

В нынешней экспозиции в первую очередь привлекает внимание выставочный дизайн, какого еще не знал Эрмитаж. Одно только придуманное Хадид решение пространства само способно справиться с парадными интонациями дворцового зала и сразу дает понять, что показанное здесь решительно порывает с традицией.

Основной вход на выставку сделан из боковой галереи, а сам Николаевский зал, один из главных в Зимнем дворце, рассечен по высоте надвое, так что весь ампирный декор с люстрами становится мало заметен взгляду. Возникающее на уровне человеческого глаза новое пространство перехвачено зигзагом выставочных стендов, которые стянуты между собой балками, — по этим осям и развивается сюжет выставки. Он начинается с многоцветной архитектурной графики, эпиграфом к которой выступает эрмитажный «Черный квадрат» Казимира Малевича.

Центральную диагональ образует плотная цепочка макетов в окружении фотографий построенных зданий, начинающаяся с самых ранних и заканчивающаяся макетами Скай-Сохо в Шанхае и Гэлакси-Сохо в Пекине. Исследование высотности показано целым набором башен разных форм и размеров, а процесс эволюции формы — в инсталляции под названием «Поле раковин». Предметы дизайна занимают отдельный ряд: здесь автомобили, посуда, мебель, обувь — вплоть до шахмат.

Заха Хадид, которая недавно прибыла в Петербург, не смогла присутствовать на вернисаже 26 июня, ее представлял старший партнер Zaha Hadid Architects Патрик Шумахер. Впрочем, тем же вечером в музее состоялся торжественный прием, на котором архитектору был вручен бриллиантовый памятный знак Эрмитажа.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+