The Art Newspaper Russia
Поиск

Античное эхо минувшей войны

Последнее десятилетие специалисты Пушкинского музея буквально по частям и небольшим фрагментам кропотливо восстанавливают античную скульптуру и керамику из трофейной «Берлинской коллекции»

Вот уже более десяти лет реставраторы и научные сотрудники Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина занимаются сборкой сложнейших в буквальном смысле «пазлов» — остатков коллекции берлинских музеев, практически уничтоженной в мае 1945 года.

В конце войны власти Берлина свезли музейные фонды в бункер парка Фридрихсхайн. После прихода советских войск там, с разницей в две недели, произошли пожар и серия взрывов. Значительная часть произведений погибла либо была сильно повреждена. По наиболее правдоподобной версии исполнителями были диверсанты из групп «Вервольф», выполнявшие приказ Гитлера от 18 марта 1945 года под кодовым названием Нерон, предписывавший уничтожить «все коммуникации, средства связи, промышленные объекты, объекты снабжения населения, а также материальные ценности».

Толщина слоя пожарища, насыщенного осколками памятников искусства, превышала метр. Прибывшие вскоре из Москвы археологи произвели первичный разбор завалов и сортировку предметов, сложили материал в ящики и отправили их в СССР. До конца прошлого века ящики хранились на территории монастыря в Сергиевом Посаде, где располагался архив Министерства культуры (Фонд перемещенных ценностей). После решения о переводе архива в Москву Берлинская коллекция оказалась наконец в руках специалистов ГМИИ.

С тех самых пор и по настоящее время ведется реставрация памятников. Точно назвать сроки окончания работ в музее не могут: на восстановление могут уйти еще годы. Промежуточные результаты сов­местной деятельности научных сотрудников и реставраторов демонстрировались на двух фундаментальных выставках: Археология войны и Искусство Древнего Кипра, прошедших в 2005 и 2014 годах. Значительная часть коллекции — это кипрская и италийская керамика. Кипрские древности включают более 200 терракотовых скульптур и приблизительно столько же расписных ваз.

Значительная часть черепков покрыта слоем копоти и брызгами битума. Такие загрязнения удаляются при помощи обжига при температуре до 450 градусов. Для удаления других типов загрязнений нужна обработка черепков специальными очищающими растворами. Восстановление требует невероятной сосредоточенности и терпения. «Реставраторы уже замучились с однотипным материалом. Люди устают от ювелирности работ. В среднем разбитая ваза составляется из 10–20 кусков, но некоторые — из сотен фрагментов. Реставраторы умоляют нас: „Дайте нам, наконец, что-нибудь большое!“ Но крупные предметы уже собраны», — говорит ведущий научный сотрудник отдела искусства и археологии античного мира ГМИИ Людмила Акимова.

Специфика кипрской культуры — в расположении острова на пересечении средиземноморских морских путей. «Древний Кипр развивался в тесном контакте с соседними народами. Население острова было этнически неоднородным и включало, кроме местной этеокипрской ветви, греков, финикийцев, выходцев из Малой Азии, весьма значительным также было египетское и ассирийское влияние», — рассказывает научный сотрудник музея Дмитрий Калиничев.

Реставрация материала из Берлина невозможна без понимания всех культурных напластований. «Вот фигурка божества-андрогина, собранная из кусочков, редкая вещь эпохи бронзы, — Дмитрий Калиничев показывает кипрские предметы из постоянной экспозиции ГМИИ. — А вот „храмовые мальчики“. Эти скульптуры связаны с семитскими представлениями о главенстве отца, патриарха: первоначально, в эпоху становления цивилизации, семиты приносили в жертву богам первенцев, позднее этот жестокий обряд заменили приношением в святилище подобных фигур».

Порой в процессе работы случаются курьезы. «Один из фрагментов терракотовых статуэток значился в инвентарной описи как „нижняя часть фигуры беременной женщины“. Подбирая недостающие части, я стремился найти соответствующую женскую головку. Большим сюрпризом оказалось, что подошла к этой фигурке отнюдь не женская, а мужская голова, причем значительно более крупная, чем мы могли предполагать. Выяснилось, что фигурка изображает вовсе не беременную женщину, а бородатого актера. Такие фигурки были довольно широко распространены в эллинистическую эпоху», — рассказывает Калиничев.

Дополнительную сложность при восстановлении предметов античного искусства из бывших берлинских коллекций создает то, что в руках сотрудников музея оказалась лишь часть фрагментов. Например, в витрине античного зала ГМИИ стоит этрусский канделябр на львиных ножках. Венчать его должны фигурки Силена и менады, спутников Диониса. Но и фигурки, и одна из ножек остались в Берлине. Рядом стоит ваза с изображением Аполлона, летящего на лебеде. Ее недостающий фрагмент также находится в настоящее время в античном собрании Берлина. Воссоединять части предметов искусства, которые принадлежат разным государствам, — компетенция уже не реставраторов, а политиков. Однако пока этот вопрос далек от разре­шения.

Материалы по теме
Просмотры: 2522
Популярные материалы
1
Выставка «Viva la vida! Фрида Кало и Диего Ривера» пройдет в Манеже
Большинство произведений приедет на выставку из Музея Долорес Ольмедо, обладающего крупнейшей в мире коллекцией живописи Кало и Риверы.
15 октября 2018
2
Осень ветхосоветского модернизма
Спасением монументального наследия позднесоветского времени занимаются в основном градозащитники и отдельные энтузиасты.
15 октября 2018
3
«Архнадзор»: снос исторических домов в Боровске приостановлен
На месте находится делегация Координационного совета градозащитных организаций России.
18 октября 2018
4
Мельниковский гараж Госплана отреставрируют
Мосгорнаследие обещает привести в порядок здание-фару на Авиамоторной, собственник которого получил миллионные штрафы за незаконные работы.
17 октября 2018
5
Куратор выставки «Пикассо & Хохлова» Алексей Петухов: «Это очень пронзительная, трагическая и человечная история»
О тайнах семейного сундука, русских письмах, непростых отношениях и появившихся в результате шедеврах рассказал куратор экспозиции в ГМИИ им. А.С.Пушкина, которая откроется 21 ноября.
16 октября 2018
6
Как пройти к искусству через библиотеку?
Новая нью-йоркская схема предлагает бесплатный вход в популярные музеи города для держателей читательских билетов.
17 октября 2018
7
Петербургский роман авангарда с советской властью
Шестьдесят произведений из фондов Музея истории Петербурга и частных коллекций собраны, чтобы рассказать о коротком романе советской власти и русского авангарда.
18 октября 2018
8
Скандальной скульптуре Джеффа Кунса все-таки нашли место в Париже
Несмотря на протесты парижан, гигантская инсталляция «Букет тюльпанов» в начале 2019 года будет установлена в сквере около Пти-пале. Американский художник подарил скульптуру Парижу в память о жертвах терактов в ноябре 2015 года.
15 октября 2018
9
Российский антикварный салон пройдет в ЦДХ в последний раз
С осени 2019 года старейшая антикварная ярмарка будет проходить в Гостином Дворе.
16 октября 2018
10
Дизайн в проблемах и проблемы в дизайне
Андрей Логвин — известный дизайнер-график, креативный директор дизайн-бюро «Борщ» и преподаватель Школы дизайна Высшей школы экономики. Мы попросили его оценить окружающую нас жизнь со своей, профессиональной, точки зрения.
16 октября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru