18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ирина Нахова: в сотрудничестве со Щусевым

№34
Материал из газеты

Сразу после открытия российского павильона, в котором художница Ирина Нахова и куратор Маргарита Тупицына представили проект «Зеленый павильон», Ирина Нахова объяснила нам, почему цвет стал зеленым, что значит голова пилота и откуда взялся «кинетический кошмар»

Говорят, что вы раньше ни разу не были на Венецианской биеннале.

Да, правильно.

Теперь, когда вы здесь, вы считаете, что много потеряли? Будете ездить еще?

Только по делам. Я жду, когда приеду сюда осенью и действительно все посмотрю. Сейчас я зашла только в несколько павильонов и видела очень мало. Скажу, что шанс пропустить открытие биеннале у меня точно никакого сожаления не вызывает. Посмотреть ничего нельзя, везде толпа, бессмысленное занятие. И открытие собственной выставки, конечно, приятно, но не пять же дней подряд!

А как же общее оживление? Это ведь соревнование отчасти с другими художниками…

На меня это как-то не действует. Я пыталась сделать все наилучшим образом. Художники не спортсмены, их нельзя сравнивать, каждый если и соревнуется, то с самим собой. Этот павильон, такой большой, сложный, интересный, был как подарок. Он был вызовом для меня как художника, работающего с пространством. Мне кажется, что у меня получилось, это такая коллаборация, совместная работа с архитектором Щусевым. Из того, что я видела, только в австрийском павильоне художник работал непосредственно с архитектурой. Но там абсолютный минимализм.

А вам важно, с какой архитектурой работать? Если бы вам достался тот, австрийский, модернистский?

Я бы работала с тем, что есть. Здесь это было очень тяжело, это был вызов, но я довольна тем, как все получилось. Начиная даже с перекраски павильона. Он же был как голая бежевая кукла. Посмотрите. Даже хорошо, что задний фасад остался прежним, есть возможность сравнить. (Мы сидим на задней террасе павильона, куда редко заходит публика. — TANR). Половина народа, мне кажется, даже не заметила, что павильон стал зеленым. И это хорошо, значит, это естественно! Возвращение изначального цвета, предусмотренного Щусевым, вернуло павильону достоинство и адекватность, вписанность в природу.

Все обсуждают оттенок этого цвета, люди спорят, действительно ли он зеленый.

Дело в том, что это очень сложный цвет, и он постоянно меняется в зависимости от освещения. Например, во второй половине дня в солнечные дни он абсолютно зеленый. Когда, например, неяркое солнце и днем, он более голубой, к синему тяготеет. То есть это цвет «живописный», непростой.

Не кабаковский зеленый, как в инсталляциях Ильи Кабакова про советские коммуналки.

«Коммунальный» зеленый тоже имеет свое очарование. Но цвет павильона сложный, он взаимодействует с пейзажем — с деревьями, с лагуной, — постоянно меняется.

Голова летчика в первом зале тоже вызывает у всех разные ассоциации. Кому-то он кажется космонавтом в безвоздушном пространстве, кому-то — головой богатыря из «Руслана и Людмилы».

Щусевский павильон для меня — это машина времени. И пилот — проводник по его залам. Эта идея пришла ко мне, когда я рассматривала крышу этого зала. Она напоминает кабину истребителя — обратили внимание? В соседних залах просто купола стеклянные, а здесь форма фонаря другая. Так получилась голова в размер «кабины».

Сейчас, на открытии, слишком много народу. Но в идеале, когда один-два посетителя, когда в зал заходит человек, пилот не только открывает глаза (это уже все заметили), но и поднимает глаза и делает стеклянную крышу прозрачной. И вы начинаете видеть, что происходит снаружи: небо, павильон, кусочек кроны деревьев. Это приглашение к «расширению» вашего видения, а пилот — он ваш проводник в зрении. Вы обратили внимание, что во многих павильонах на биеннале использованы звуковые образы. Я много работала со звуком, но наш павильон должен быть абсолютно беззвучным, тихим, как во сне. Первая комната — это сумерки, когда вы погружаетесь в сон, или ранний рассвет, когда все серое. А большая комната — это глубокий сон, она совершенно черная. Когда вы заходите, там абсолютно темно и немного сияет квадрат стекла на полу. И если вы отважитесь на это стекло наступить, тогда откроется небо у вас над головой и свет от неба закроет то, что вы видите внизу, «прошлое», где в земле копошатся черви. Только вы сойдете с квадрата, эти небесные шторки потихоньку закроются, и будет опять темно. Но, кроме мерцающего квадрата пола, вы видите еще некое красное гало квадрата вокруг входа в следующее пространство. Красный отсвет ведет вас туда, и там вас ждет «кинетический кошмар».

Эти красные и зеленые как будто движущиеся пятна — это абстракция или обрывки образов?

Это мой ночной кошмар, это остатки, руины образов разных времен. Одна стена — это Колизей, другая — это 11 сентября, это, может быть, сектор Газа, а может быть, Украина. Это собирательный образ катастрофы. Апокалипсис, который возвращается, сценарий будущего, которого надо избежать. То есть квадрат стекла в черном зале — это точка отсчета в системе координат, где зритель находится в здесь и сейчас, но смотрит в прошлое, в настоящее, в будущее. Все это невербальная коммуникация, рассчитанная на чувства. Зрительное искусство, визуальное как раз должно соотноситься со зрением и пространством. А у нас концептуализм, все говорят, вербальный.

То есть здесь вы уже не концептуалист?

Меня всегда относили именно к концептуализму. Концептуалистами были все мои друзья. Интересно, что куратор нашла старое видео 1984 года, в котором я рассказываю, чем тогда занималась. Получается, практически тем же самым. Вот только я против, когда громко включают звук. В павильоне должно быть совершенно тихо.

А большой зал внизу, что там за видео?

Это тоже «сон» — про мою страну, мою семью, историю… Все основано на архиве моей семьи и моем личном архиве. Вот эти 8-миллиметровые фильмы — это папа снимал в 1950-х, 1960-х, 1970-х годах. Цветные современные съемки — это я снимала: когда я приезжала в Москву, ходила и на проспект Сахарова, и на Болотную.

Я узнала в вашем видео некоторых важных персонажей. Там есть Борис Гройс, художница Маша Сумнина, дочка Андрея Монастырского, сам Андрей, Елена Елагина и Маша Константинова. А если человек не в контексте и не прочитал ваш текст о том, что вы этим хотели сказать?

Главное, что там есть ощущение времени. Это 12 коротких отрезков, каждый по 6,5 минут, они начинаются с дореволюционной эпохи, потом довоенное время, потом сразу после войны, 1970-е, 1980-е, 1990-е, 2000-е и наши. Каждый отрезок «смывается» либо водой, либо деревьями прорастает, либо червяками в земле. Это отсылает нас к цикличности восприятия времени: все мы будем в земле, и через наши могилы будут расти деревья. История есть только тогда, когда мы ее пережили и отрефлектировали. Там еще есть такой момент: на старых фотографиях лицо обводится в кружок. Это жест памяти, моя мама так отчеркивала лица людей, которых помнила. А потом жест стирания, как когда-то при Сталине закрашивали лица, имена расстрелянных… Все это считывается, это общечеловеческое, эмоциональное.

Вы довольны вашим альянсом с куратором, Маргаритой Тупицыной?

Мы работали параллельно. У нас работа вместе была только на самом первом этапе, когда я сделала три проекта, а Стелла (Кесаева, комиссар российского павильона. — TANR) и Маргарита выбрали из них один. А потом Маргарита занималась каталогом, а я занималась работой.

Вы согласились с их выбором или предпочли бы реализовывать другой проект?

У меня все были хорошие. И Стелла склонялась к еще одному. Но этот, реализованный сейчас, был для Маргариты, я думаю, лучшим для описания, поскольку она могла это связывать с историей искусства — с Кабаковым, с Малевичем. Но для меня, я еще раз скажу, смысл был в совместной работе не с Малевичем или с Кабаковым, а со Щусевым, это уж абсолютно точно.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+