18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Эффект «Присутствий» Пьера Дмитриенко

В женевской галерее Interart проходит выставка «Присутствия» французского художника, графика и скульптора Пьера Дмитриенко. Два десятка работ, созданных в период с 1954 по 1973 год, из частных коллекций едва ли не впервые за несколько десятилетий собраны вместе, чтобы напомнить о забытом мастере.

Его имя не мелькает на аукционах и арт-ярмарках, редко встретишь его картины и на выставках. Но у знатоков искусства XX века, преимущественно европейских, Пьер Дмитриенко на хорошем счету. При жизни художнику благоволили Шарль Этьен, Бернар Дориваль, Мишель Рагон. Сегодня послом Дмитриенко в арт-мире выступает Ирина Столярова — коллекционер с завидной подборкой авторов русской эмиграции. А его картины входят в собрания крупнейших мировых музеев: MоMA в Нью-Йорке, Центра Помпиду в Париже, Королевского музея изящных искусств в Брюсселе, Музея изобразительных искусств в Тель-Авиве, галереи Тейт в Лондоне.

Пьер (Петр) Дмитриенко родился в 1925 году в Париже в семье русских эмигрантов первой волны. Изучал архитектуру в Академии изящных искусств, но увлечение живописью оказалось сильнее. Его главным университетом стала парижская школа, учителями — Андре Ланской, Серж Поляков, Николя де Сталь, учебниками — полотна Пита Мондриана, Эжена Делакруа, Теодора Жерико, Франсиско Гойи и Джексона Поллока. Не желая дословно следовать ни одному из художественных направлений, Дмитриенко признавался, что «борьба между экспрессионистской формой и склонностью к символизму» в его творчестве не прекращалась ни на секунду. К чему она привела? К «присутствиям», к узнаваемой и отличной от других «парижан» интенсивности. Интенсивности света, цвета и формы. Сам же художник называл ее «аурой», которую в разные годы он искал в стихиях, в человеке и даже в Боге. Тему присутствий он будет разрабатывать до смерти (умер в 48 лет, от рака), ослабляя или сгущая краски, упрощая композиции, и варьируя сюжеты — будь то война в Алжире или религиозные мотивы. Художник говорил, что хотел пробудить в человеке сомнения относительно его природы. В этом смысле картины Пьера Дмитриенко честнее иного зеркала.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+