18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Северная Италия: из поздней готики в Ренессанс

№32
Материал из газеты

Еще одна выставка «Экспо-2015» в Милане посвящена искусству Ломбардии

Как нам продемонстрировал Джермано Челант, воспроизведя в венецианских залах Фонда Prada экспозицию Когда отношения становятся формой культового куратора Харальда Зеемана на прошлой Венецианской биеннале, выставки-ремейки могут быть ничуть не хуже оригиналов. И это тем более справедливо, если речь идет об искусстве итальянского Возрождения, смотреть на которое можно снова и снова. Искусство Ломбардии от Висконти до Сфорца — последняя масштабная выставка, куратором которой в 1958 году выступил один из самых авторитетных исследователей Ренессанса Роберто Лонги. И теперь, спустя почти 60 лет, лучшие произведения художников Ломбардии XIV–XV веков можно снова увидеть в миланском палаццо Реале.

Конечно, ремейк не будет буквальным. Но это и не входило в планы устроителей. Важно было представить Милан как центр формирования европейской культуры. Висконти и Сфорца — две правившие династии, во времена которых Ломбардия перешагнула из поздней готики в Возрождение. Особую роль в этом тектоническом сдвиге сыграл Лодовико Мария Сфорца, пригласивший в 1482 году на службу в Милан Леонардо да Винчи. В первом зале можно увидеть портреты (как живописные, так и скульптурные) всех прославивших себя в качестве покровителей искусств членов этих семейств и разобраться в заслугах каждого. Так, первым «иностранцев» из Тосканы в Ломбардию еще в середине XIV века позвал Аццоне Висконти: в Милан приехали Джотто (его произведений в городе не сохранилось, но влияние на ломбардских мастеров признают все) и скульптор Джованни ди Бальдуччо, работавший здесь над оформлением ряда церквей. С именем Джан Галеацци Висконти связано начало активного строительства главного миланского собора — Дуомо; специально для выставки с него даже снимут некоторые скульптуры и витражи, хорошо рассмотреть которые издалека обычно не удается.

Кроме того, покажут рисунки и иллюстрированные манускрипты Джованнино де Грасси и Микелино да Безоццо, работавших над убранством собора. Всего в экспозицию включено примерно 250 произведений, среди которых и живопись, и скульптуры из мрамора и дерева, а также миниатюры, книги и ювелирные украшения. Некоторые из них, например манускрипт ордена гумилиатов из Британской библиотеки, проиллюстрированный ломбардцем Амброджо Бергоньоне, ни разу не выставлялись. До других, как до Благовещения (ок. 1500) Винченцо Фоппы, не так просто добраться: картина находится в палаццо Борромео, целиком занимающем один из островков озера Мадджоре.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+