18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Усадьбу Вяземских — Долгоруковых отреставрируют несмотря на кризис

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в рамках «Дня открытой стройки» показал журналистам и всем желающим усадьбу Вяземских — Долгоруковых в Малом Знаменском переулке, где в будущем должна открыться Галерея искусства старых мастеров. Сейчас же там идут работы по реставрации и реконструкции здания.

Как рассказала директор ГМИИ Марина Лошак, усадьба была передана музею в 2002 году в крайне плачевном состоянии, что неудивительно, учитывая историю этой постройки. За время своего существования с XVII века она успела сменить немало хозяев, среди которых были князья Сергей Голицын и Андрей Вяземский, княгиня Наталья Долгорукова; здание неоднократно перестраивалось, а в советское время в нем размещалось Управление личного состава флота, затем Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС и Музей К. Маркса и Ф. Энгельса.

Реконструкция, по словам Марины Лошак, осуществляется под жестким контролем со стороны музея и направлена не только на переделку здания, но и на сохранение его как объекта культурного наследия. Так, в уже готовый проект реставрации были внесены изменения в связи с обнаружением в январе 2015 года на фасаде элементов архитектурного декора, которые относятся к каменным палатам XVII века. Палаты представляют собой редкий памятник гражданской архитектуры, образцов которой в Москве практически не осталось. Впрочем, сохранять будут не только архитектуру: на территории усадьбы растут три мемориальных дерева — вяз и два дуба, возраст одного из которых превышает 200 лет. Вместе с еще 49 деревьями они станут основой городского парка вокруг галереи.

Работы по приспособлению усадьбы под музей начались в августе 2014 года. Их ведет компания «Балтстрой», уже имеющая опыт реставрации исторических построек, среди которых императорская Собственная половина в Большом Кремлевском дворце и Грановитая палата в Москве, Большой драматический театр имени Г.А.Товстоногова в Санкт-Петербурге. Сопровождает строительство архитектурная мастерская Николая Лызлова.

Помимо реставрации, в здании планируется обустроить четыре подземных этажа, для чего потребуется 18-метровое заглубление. С главным зданием Пушкинского музея усадьбу соединит подземный переход площадью 11 тыс. м2, который, по словам Марины Лошак, станет «не просто коридором», а выставочным пространством. Всего площадь здания увеличится до 26 тыс. м2, тут расположатся запасники, реставрационные мастерские, образовательный центр, кафе и музейный магазин. На будущих 6 тыс. м2 экспозиционного пространства будет выставлено 929 произведений живописи художников XIII — начала XIX века. Завершить реставрацию планируется к концу 2018 года, а для посещения галерея должна открыться в 2019 году.

Работы в усадьбе Вяземских — Долгоруковых входят в проект комплексной реконструкции музейного городка ГМИИ, который, по словам главы Департамента культуры города Москвы Александра Кибовского, будет «ориентирован на создание доступной открытой пешеходной среды». По словам директора департамента управления имуществом и инвестиционной политики Министерства культуры РФ Бориса Мазо, эта реконструкция стала одним из немногих проектов, которых не коснулись сокращения финансирования в связи с тяжелой экономической ситуацией в стране. На реставрацию усадьбы выделено 3,4 млрд руб., а общая сумма, которая будет потрачена на музейный городок, составляет 21,6 млрд руб.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+