The Art Newspaper Russia
Поиск

Эскиз Малевича в Петербурге проездом

В течение четырех дней в проекте «Малевич» петербургской K Gallery демонстрируется «Голова крестьянина» Казимира Малевича

K Gallery, чья выставочная политика на наших глазах смещалась от традиционного антиквариата в сторону авангарда и искусства второй половины XX века, за последний год сумела сделать несколько выставок музейного уровня, но нынешнюю можно считать беспрецедентным событием. В течение четырех дней в проекте «Малевич» демонстрируется «Голова крестьянина» — датированный 1911 годом этюд Казимира Малевича к большой картине «Крестьянские похороны», ставший главным лотом аукциона Sotheby’s в июне прошлого года.

На вечерних торгах русского искусства 2 июня 2014 года в Лондоне молоток аукциониста зафиксировал сумму £2098500 (включая вознаграждение продавца). Работа Малевича, выставленная на аукцион с эстимейтом £600–800 тыс., была продана сохранившему анонимность покупателю из России и вошла таким образом в число аукционных рекордов художника. Список самых дорогих работ Малевича до сих пор возглавляет «Супрематическая композиция» 1916 года, проданная в ноябре 2008 года на нью-йоркских торгах Sotheby’s за $60 млн.

Две эти картины объединяет то, что обе они были показаны на выставке Малевича в Берлине в 1927 году. Художник, по неизвестным причинам раньше срока уехавший в Россию, рассчитывал вернуться в Берлин через год, и картины были оставлены им на хранение архитектору Хуго Херингу, который принимал Малевича и участвовал в устройстве выставки. Он сумел сохранить картины в 1930-е годы и во время войны, затем они были выкуплены у наследников Херинга амстердамским Стеделейк-музеем. Однако неопределенный правовой статус работ стал причиной исков, предъявленных наследниками художника к музею, что завершилось соглашением и возвратом пяти картин (в их числе была и «Супрематическая композиция», ушедшая затем с аукциона). В отличие от других, «Голова крестьянина» была, судя по всему, подарком Херингу: после его смерти работа не перешла вместе с другими в Стеделейк, а оставалась у вдовы архитектора, а позже у их дочери, которая и продала ее известной кельнской галерее Гмуржинской, где в 1977 году проходила выставка к 100-летию со дня рождения Малевича. После этого и вплоть до прошлогоднего аукциона работа находилась в частной коллекции.

Появление на арт-рынке произведений Малевича подобных «Голове крестьянина» — большая редкость. Впервые показанная в 1912 году на знаменитой выставке «Ослиный хвост», она относится ко времени его работы над картиной «Крестьянские похороны» и является одним из немногих дошедших до нас реальных свидетельств об этом большом полотне, которое экспонировалось на берлинской выставке в 1927 году и числится пропавшим.

В K Gallery «Голова крестьянина» демонстрируется в затемненном дальнем зале на черном фоне с точной локальной подсветкой, что подчеркивает ее иконописные свойства. Молодой художник Кирилл Макаров, достаточно известный в Петербурге и Москве как живописец, сделал для проекта видео-арт по мотивам крестьянских работ Малевича, а «Видеофабрика» превратила его в 3D-мэппинг, встречающий зрителя у входа.

Владелец картины Малевича, имя которого по-прежнему не называется, — петербургский коллекционер. Благодаря этому K Gallery, имеющая высокую репутацию и известность в городе, смогла не тратить деньги на страховку произведения. На вопрос о том, что побудило показать работу публике, директор галереи Кристина Березовская ответила: «Подготовка этой выставки была очень сложной и заняла много времени. Владелец произведения, надо отдать ему должное, доверил нам картину и работу над проектом. Сейчас работа Малевича находится в Петербурге, но я не уверена, что после нашей выставки она останется в России, — это понятно, как и нежелание в нынешней ситуации афишировать себя, свои интересы и возможности. Но при этом он хочет дать картине жить и дышать, и это в хорошем смысле тщеславная история: владельцу было приятно увидеть свою вещь в такой галерейной подаче. Посмотрев экспозицию, он сказал, что взглянул на работу по-новому, и даже спросил, пользуемся ли мы специальными фильтрами при подсветке. Он не ожидал, что вместе с видео и подсветкой картина заиграет другими цветами».

Материалы по теме
Просмотры: 2942
Популярные материалы
1
Марсель Дюшан: «Я хотел найти точку безразличия»
Мы публикуем на русском языке отрывки из уникального телевизионного интервью Марселя Дюшана, которое он дал ведущей Джоан Бейквелл в прямом эфире телеканала ВВС 5 июня 1968 года. Это было 50 лет назад, за несколько месяцев до кончины художника
13 июля 2018
2
Музей может обидеть каждый
Обсуждение проблемы нелегальных экскурсий прошло в Третьяковке вяло, но скандал в соцсетях должен на нем закончиться. Невозможно больше скандалить.
16 июля 2018
3
Айке Шмидт: «Уффици изначально был задуман как универсальный музей»
Директор Галереи Уффици Айке Шмидт, первый иностранец на этом посту, рассказывает о внедренных им в легендарный музей новшествах и о том противодействии, которое они встречают.
16 июля 2018
4
Российский предприниматель Владимир Щербаков подал иск против швейцарского арт-дилера
В Женеве началось следствие по уголовному делу о продажах по завышенным ценам десятков произведений искусства, в том числе Пикассо и Матисса, в ходе которых посредник присвоил €38 млн.
13 июля 2018
5
Венецианскую живопись от Тьеполо до Каналетто и Гварди покажут в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка станет первым опытом равнозначного совмещения русской коллекции и итальянской.
19 июля 2018
6
Полторы комнаты Бродского превращаются в полторы квартиры
Сделан решительный шаг на пути создания музея Иосифа Бродского: выкуплена квартира, соседняя с мемориальной, что дает возможность открыть музей.
18 июля 2018
7
Фабрицио Плесси: «Я обладаю чувством потока, я текучий, подвижный, толерантный, открытый»
79-летний пионер медиаарта Фабрицио Плесси, выставки которого открыты сейчас в Москве, в ГМИИ им. Пушкина, и в Венеции, может позволить себе критиковать и старое, и современное искусство. Подробности — в интервью TANR
17 июля 2018
8
Музеи Кремля отправят в Лондон «Военное» яйцо Фаберже с сюрпризом
Проект «Последний царь: кровь и революция», посвященный 100-летию со дня расстрела российской императорской семьи, представит лондонский Музей науки.
17 июля 2018
9
Биеннале современного искусства в квадрате
Четыре биеннале современного искусства нынешнего лета позволяют совершить кругосветное путешествие: Рига - Палермо - Берлин - Лос-Анджелес.
16 июля 2018
10
Дмитрий Цаплин: скульптор, не вписавшийся в эпоху
Дмитрий Цаплин имел больший успех в Европе, чем в СССР, а в наши дни его наследие стало жертвой криминала. После долгих мытарств уцелевшие работы оказались в Третьяковской галерее. Вопрос — надолго ли?
18 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru