18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Второе явление Гурия Никитина

№31
Материал из газеты

Реставрация в суздальском Спасо-Преображенском соборе заново открывает нам одного из главных русских иконописцев

Летом в Спасо-Преображен­ском соборе Суздаля завершилась одна из самых масштабных реставраций памятников древнерусского искусства: впервые в полном объеме  открыли фрески Гурия Никитина, наиболее прославленного иконописца XVII века. Роспись собора в Суздале считается последней работой мастера, завершенной в 1689 году, незадолго до смерти. «В этих фресках выкристаллизовались все особенности артели Никитина, — объясняет Ирина Комашко, ученый секретарь Музея древнерусской культуры им. Андрея Рублева, — расположение сюжетов, иконография, орнаменты. В сравнении с другими росписями это самая строгая, самая интересная работа мастера».
Живопись Никитина полностью обновили в XIX веке. Современная реставрация началась в 1968 году, проходила в несколько этапов, неоднократно прерываясь из-за нехватки денег. В 1971–1973 и 1983–1985 годах, когда была проделана большая часть работ, реставрацией руководил известный художник-реставратор Александр Некрасов. Последним этапом восстановления фресок руководил главный искусствовед Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры РФ Владимир Сарабьянов. Работы продолжались два года и обошлись в 16 млн руб.

«Живопись, которая реставрировалась в 1970-е и в начале 1980-х годов, снова потребовала укрепления, — рассказывает Светлана Мельникова, генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника. — Реставрация — постоянный процесс, требующий больших средств. То, что за 2012–2014 годы удалось раскрыть, укрепить и тонировать такой объем монументальной живописи, — почти чудо».

Чудом специалисты по древнерусской живописи называют и открытия, сделанные во время реставрации. Так, после снятия загрязнений и слоев поздней живописи открылась подлинная цветовая гамма росписей Гурия Никитина. На некоторых многофигурных композициях, таких как Тайная вечеря, найдены именословные надписи на нимбах, и этот факт еще раз подтвердил, что перед нами работы Никитина: подобные надписи сохранились и в соборе Ипатьевского монастыря в Костроме, где он работал. Раскрывая древние росписи, сделали еще одно важное открытие: во времена Гурия Никитина нимбы святых не покрывали позолотой, а использовали золотистую охру, создававшую эффект свечения. Позолоту стали применять позже. Кроме того, теперь есть важные уточнения имен. Там, где считалось, что изображен царь Алексей Михайлович, на самом деле запечатлен Михаил Федорович, и наоборот. Уже упомянутая Тайная вечеря у Гурия Никитина совмещена со сценой омовения ног. Такое соединение сюжетов — крайне редкое явление в русской иконописи, представляющее интерес для искусствоведов.

«Отдельную ценность имеет открытие, сделанное Владимиром Са­ра­бья­новым, — рассказывает Мельникова. — Он уточнил трактовку композиции, прежде известной как Избрание апостолов. Стало понятно, что мы имеем дело с редким изображением первого Апостольского собора, проходившего в 51 году, вошедшего в историю благодаря тому, что в нем участвовала Богоматерь, а председательствовал апостол Иаков, в то время епископ Иерусалимский».

Реставрация Спасо-Преображенского собора далека от конца: мастерам предстоит закончить восстановление северной и западной частей храма, что потребует новых расходов в десятки миллионов. «Финансирование таких объектов мизерное, — говорит Сарабьянов. — В 2015 году Минкульт выделил на реставрацию монументальной живописи лишь 60 млн руб., а у нас сотни объектов и сотни тысяч квадратных метров фресок. Для сравнения, на ремонт фасадов нового здания Третьяковки на Крымском Валу выделено 80 млн руб. Спасо-Преображенскому собору повезло: нашлись деньги на реставрацию и это случилось до кризиса. Самая важная часть работ сделана: отреставрированы центральный барабан храма, южная и частично северная стены. Но о полном завершении говорить преждевременно».

Сейчас та же команда закончила работы в суздальской церкви Бориса и Глеба — ее реставрацию приурочили к 1000-летию трагической гибели святых, которое отмечается в этом году. В ходе раскопок найдены фрагменты белокаменного престола XII века, а также омфалий, в просторечии — пуп Земли. «Мы увидели предметный мир времен Юрия Долгорукого, и это тоже важное открытие, сопоставимое с наследием Гурия Никитина», — отмечает Светлана Мельникова. 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+