18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Канонизация Кабакова

В пятницу, 13-го, на «Первом канале» (в 00:40) начинается еженедельный (по одной серии в неделю) показ документального фильма, посвященного жизни и творчеству Ильи Кабакова, самого известного из ныне живущих русских художников. Фильм снят под руководством продюсера и журналиста Анатолия Малкина (автор сценария Людмила Сатушева, режиссер Михаил Кандалов), взявшего на себя функцию собеседника и достаточно долго договаривавшегося с художником о съемках: Илья Кабаков и его жена, соавтор, Эмилия — весьма занятые люди. Работы Кабаковых хранятся в 250 музеях мира, более 50 инсталляций украшают парки, площади и улицы городов на всех континентах, а работы Кабакова Жук ($5,8 млн, 2008) и Номер люкс ($4,1 млн, 2006) являются двумя самыми дорогими когда-либо проданными произведениями современного российского искусства. Пресс-служба «Первого канала» объясняет причины своего повышенного интереса к одному из отцов-основателей школы московского концептуализма так: «Как ни удивительно, этот грандиозный успех пришел к Кабакову после 55 лет. Тогда, когда, как он сам говорит, „полностью сформировавшийся советский тип“ принял решение уехать на Запад. Жизнь этого человека, его судьба, его семья, его отношения с искусством состоят из бесчисленного числа парадоксов, которые так сложно понять сразу, но которые так увлекательно разгадывать, слушая его воспоминания...»

Анатолий Малкин известен как создатель «Авторского телевидения» и талантливый кинодокументалист, снявший не один многосерийный биографический цикл («Андрей и Зоя», «Прошу не называть моего имени»). Илья Кабаков — прекрасный и обаятельный рассказчик, одно из главных достоинств которого — глубинная рефлексия, лежащая в основе всего его творчества, четкое понимание своих целей и задач. Несмотря на это, в работе над фильмом были и вполне объективные сложности. «Там такая сложная ситуация, — рассказывает Анатолий Малкин, — когда Кабаков начинает говорить о прошлом, из которого все его творчество исходит, он начинает сильно волноваться и плохо себя чувствовать. И после двух дней съемки, когда мы с ним замечательно поговорили — о родителях, о прошлом, Кабаков себя очень плохо почувствовал. Поэтому поработать нам удалось как раз эти два дня, хотя приехали мы в Америку на неделю. Но больше Кабаков нас к себе не подпустил. К сожалению, не удалось продолжить съемки и в Париже, где открывалась его выставка. Во-первых, выставка была сложной, и, во-вторых, художник по-прежнему себя плохо чувствовал — он все-таки уже очень пожилой человек».

Пока анонсировано содержание двух серий этого документального фильма.

Фильм первый (пятница 13 февраля, 00:40)

Илья Кабаков рассуждает о природе страха. Страха как сопутствующего явления советской жизни, страха как черты поколения рожденных в 1933 году и страха как индивидуальной черты его характера. Илья Иосифович Кабаков родился в пригороде Днепропетровска в семье слесаря Иосифа Кабакова и бухгалтера Беллы Солодухиной. В 1941 году вместе с матерью попал в эвакуацию в Самарканд. В 1943 году его приняли в Московскую художественную школу, и мать, не имея столичной прописки, но следуя за талантливым сыном, долгое время мыкалась по углам и жила в самых невероятных местах: в кладовках для швабр, в сараях и туалетах… По окончании Художественного института имени Сурикова Кабаков работает в детском книжном издательстве и ведет «двойную жизнь» неофициального художника в своей мастерской в доме «Россия».

Фильм второй (пятница, 20 февраля, 00:45)

Жена Ильи Кабакова Эмилия — его дальняя родственница, которую он хорошо знал с детства. Родственные узы, разница в возрасте не позволили Илье и Эмилии изначально быть вместе. Но они пронесли это странное чувство «неотвратимости судьбы» через свои два брака и годы эмиграции Эмилии (она уехала из СССР в 1973 году)… А в это время в мастерской Кабакова на Сретенском бульваре собирались художники Эрик Булатов, Михаил Шварцман, Игорь Макаревич, Олег Васильев, писатели Дмитрий Пригов и Владимир Сорокин и придумывали принципиально иное искусство, без всякой надежды когда-нибудь увидеть зрителя своих работ и своего читателя…

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+