The Art Newspaper Russia
Поиск

Итоги российского арт-рынка-2014: букинистика

В Москве начинается новый аукционный сезон. Пока торги еще не вошли в обычный ритм, The Art Newspaper Russia подводит краткие итоги прошлого года на внутреннем российском рынке, ориентируясь на результаты московских торгов, и пытается предугадать тенденции.

The Art Newspaper Russia уже писала о нарастающей диверсификации деятельности российских аукционных домов, которые все чаще не замыкаются на определенном сегменте рынка, а смело осваивают «смежные специальности», если это дает возможность заработать. Существовавшее ранее четкое разделение аукционных домов на занимающиеся живописью, графикой, ДПИ, на нумизматов, фалеристов, бонистов и на специализирующиеся только на букинистике ушло в прошлое. Организации, завоевавшие сильные позиции в торговле антикварными книгами, «отрастили» у себя полноценные художественные торги, а в других аукционных домах продажа печатной графики расширилась за счет автографов, плакатов и антикварных книг. Надо отметить, что впечатления букинистов от работы в ушедшем году разительно отличаются от впечатлений их коллег, занимающихся художественными сегментами рынка. Упаднических мыслей нет, и настроены букинисты по-боевому.

Краткий обзор активности аукционных домов, работавших в прошлом году с книгами, выглядит следующим образом:
«Дом антикварной книги в Никитском» провел 22 аукциона, из которых 15 были посвящены редким книгам, автографам, рукописям и фотографиям;
аукционный дом «Имперiя» — 12 аукционов, в том числе 7 букинистических;
аукционный дом «Кабинетъ» — 12 аукционов, на 6 из которых был стринг букинистики;
аукционный дом «Три века» — 12 аукционов, в том числе 6, связанных с букинистикой;
аукционный дом «Антиквариум» — 7 аукционов, в том числе 5 букинистических.


«Дом антикварной книги в Никитском» за год на 22 аукционах выставил почти 10 тыс. лотов, из которых продано 58% на общую сумму 523 млн руб. Кроме букинистических, провел четыре тематических аукциона — с плакатами, газетами и журналами, по дизайну и рекламе. Живопись, графика, ДПИ и архивы художников были представлены на трех аукционах.

Самыми громкими продажами 2014 года стали:
1. Русские народные картинки Дмитрия Ровинского. СПб., 1881. В 5-ти книгах. Из собрания председателя Русского исторического общества Александра Половцева. Продано за 16,8 млн руб. ($354 тыс.).
2. Александр Пушкин. Конволют из прижизненных изданий («Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Братья разбойники»). Продано за 11,8 млн руб.
3. Марина Цветаева. «Царь-девица». Пб.; Берлин: Эпоха, 1922. С автографом Марины Цветаевой Александру Керенскому. Продано за 8,3 млн руб.

Сергей Бурмистров, генеральный директор «Дома антикварной книги в Никитском»: «Самое главное — правильно назначить цену»
«Мы вполне удовлетворены результатами 2014 года, даже с учетом того, что они были „смазаны“ в последние месяцы (но это было следствием общих панических настроений на рынке). Приток новых покупателей (его можно оценить в 8–10%) в основном наблюдался во вновь осваиваемых для нас направлениях, например газеты и журналы, плакаты, предметы антиквариата, связанные с театром и пр. Востребованы были все сегменты, самое главное — правильно назначить цену (предметы до 100 тыс. руб. воспринимаются как недорогие). На уникальные русские предметы спрос, как обычно, был выше предложения. Русская тема остается основой торгов, а наибольший интерес покупателей вызывали прижизненные издания русских классиков, книги XVIII века, старопечатные книги, поэзия и автографы Серебряного века.

29 января 2015 года мы открыли новый аукционный сезон и можем оценивать настроение покупателей. Уже перед этим аукционом были ощущения, что в наступившем году к антикварной книге и к антиквариату вообще будет проявлен еще больший интерес, поскольку перед многими людьми, которые обладают свободными средствами, стоят вопросы: куда средства инвестировать и как их сохранить? А антиквариат, антикварные книги — один из проверенных способов сохранения денег (причем успех очень зависит от качественного уровня вещи). Наш первый в 2015 году аукцион показал стабильный интерес покупателей. Количество участников по сравнению с прошлым годом увеличилось. Наряду с заполненным залом (25–30 человек) было рекордное количество заочных ставок — больше 100, много торговались по телефону, были активные онлайн-торги. Результаты торгов — на уровне прошлого года.

Что помогает нашему аукционному дому удерживать хорошие позиции на рынке? Тут надо назвать возможность быстро и гибко работать со сдатчиками. «Дом антикварной книги в Никитском» проводит много аукционов (только в феврале 2015 года запланировано три). Потенциальные продавцы могут быстро продать вещи, им не надо ждать несколько месяцев — а аукционный дом получает большой и быстрый оборот. Важное значение имеет то, что у нас на каждые торги выставляется большое количество предметов. Да, мы рискуем утомить покупателей, но 12 февраля у нас будет 650 плакатов: ни от чего не удалось отказаться.

Большую роль играет скрупулезный отбор вещей: на торги попадает только около 15% предметов, которые нам приносят. И наконец, мы стараемся диверсифицироваться по цене, уделяем больше внимания ценовому сегменту от 500 до 100–200 тыс. руб. и пытаемся заинтересовать покупателей с любым кошельком, поскольку в сегменте недорогой книги тоже есть очень интересные вещи».


Аукционный дом «Антиквариум» провел семь аукционов: пять букинистических и два живописи и предметов ДПИ. Общая сумма продаж (с учетом премии покупателя) составила 4,7 млн у. е. (1 у. е. эквивалентен $1). Из выставленных на торги почти 2 тыс. лотов было продано в среднем за год 55%. Сумма продаж по пяти букинистическим аукционам составила 3,2 млн у. е.

Среди рекордов ушедшего года — следующие продажи:
1. Виды села Грузина. 1823. Тетрадь I–II. Продано за 170,8 тыс. у. е. (при старте с 50 тыс. у. е.).
2. Собрание карт и рисунков, принадлежащих к «Путешествию флота капитана 1-го ранга и кавалера Юрия Лисянского на корабле Нева». СПб., 1812. Продано за 72,8 тыс. у.е. (при старте с 30 тыс. у. е.).
3. Атлас к путешествию капитана Беллинсгаузена в Южном Ледовитом океане и вокруг света, в продолжении 1819, 1820 и 1821 годов. СПб., 1831. Продано за 70 тыс. у. е. (при старте с 30 тыс. у. е).

Виктор Константинов, главный эксперт букинистического направления аукционного дома «Антиквариум»: «Основной приток покупателей обеспечивает Интернет»
«Прошлый год был для „Антиквариума“ вполне успешным: несколько значительных книжных коллекций вызвали большой интерес у покупателей. При этом даже изменившаяся в конце года экономическая ситуация нас не затронула, и ноябрьский аукцион прошел с хорошими результатами. Наиболее востребованными оказались издания в разделах „География, путешествия“ и „Атласы, альбомы, увражи“. Устойчивый интерес к книгам XVIII века, к прижизненным изданиям классиков, видам городов и сел, а также к изданиям, посвященным „джентльменским увлечениям“ — лошадям, собакам, охоте. При этом очевидно, что сохранность представленного экземпляра становится одним из важнейших критериев.

Прошедший год показал, что основной приток покупателей обеспечивает Интернет. Активное присутствие „Антиквариума“ в социальных сетях, продвижение с помощью онлайн-технологий вдвое увеличили количество зарегистрированных пользователей на сайте. Количество онлайн-покупателей выросло за год тоже почти вдвое. Увеличились и суммы, которые готовы предложить интернет-участники. В ноябре нами была зафиксирована самая крупная онлайн-покупка в истории московских книжных аукционов: за Живописные виды дворцов и садов в окрестностях Санкт-Петербурга интернет-игрок заплатил 46 тыс. у. е.

Что касается следующего года, то мы стараемся не терять оптимизма, хотя прогнозировать, как именно поведет себя рынок антикварной книги, довольно сложно. Надеемся, что желания наших клиентов будут совпадать с их возможностями, обеспечивая столь же активное участие в торгах».

Просмотры: 2389
Популярные материалы
1
Самые дорогие картины русских художников, проданные за последние пять лет
Топ-10 лучших продаж русского искусства на международных аукционах в 2012 – 2016 годах.
15 февраля 2017
2
Оттепель – фантастический эксперимент
Сразу три ведущих московских музея с участием еще трех десятков других организаций решили вспомнить переломную для СССР хрущевскую эпоху
13 февраля 2017
3
Николай Фешин рисовал на бумаге из булочной
Реставрация живописи и графики художника в Центре имени Грабаря не только спасла работы, но и дала много интересных подробностей о творчестве Фешина.
15 февраля 2017
4
В 2018 году в Пушкинском музее пройдет выставка Пабло Пикассо
Экспозиция «Пабло Пикассо и Ольга Хохлова» станет первым совместным проектом ГМИИ и испанского фонда La Caixa.
15 февраля 2017
5
Роскомнадзор заблокировал несколько страниц портала Artnet
Причиной для блокировки одного из ведущих мировых порталов об искусстве стали страницы со снимками фотографов Салли Манн, Гарри Гросса и Джока Стерджеса
16 февраля 2017
6
Новыми кураторами галереи «Пересветов переулок» стали Елизавета Плавинская и Иван Лунгин
Лунгин и Плавинская пришли на смену Ларисе Гринберг, возглавлявшей ранее «Пересветов Переулок» и галерею «На Шаболовке». В январе 2017 года она ушла из объединения «Выставочные залы Москвы», назвав одной из причин урезание выставочных бюджетов.
14 февраля 2017
7
Человек, который смеется смехом бессмертных
Скандальная выставка Яна Фабра в Эрмитаже обрела каталог, в котором максимально подробно раскрывается подлинный смысл проекта.
16 февраля 2017
8
Игорь Мухин: «Нужно находить модель, которая не боится показать свое тело»
С фотографом, преподавателем Школы Рoдченко, чья выставка в рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии» скоро откроется в Москве, мы поговорили о том, что такое авторский стиль, о цене фотографии и об обнаженной натуре в искусстве.
15 февраля 2017
9
«Концерт» Челищева в Петербурге
Петербургская KGallery показывает отечественному зрителю полотно «Концерт» Павла Челищева, приобретенное за рекордную сумму в прошлом году на аукционе Christie's, как выясняется, российским коллекционером.
13 февраля 2017
10
Московская биеннале запускает бесплатную образовательную программу
Всем желающим расскажут о сходстве и различии современного и классического искусства, об истории жанров и о том, почему «новое» не хуже «старого». Первую лекцию прочтет Аркадий Ипполитов уже в эту субботу.
14 февраля 2017
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru