The Art Newspaper Russia
Поиск

Итоги российского арт-рынка-2014: букинистика

В Москве начинается новый аукционный сезон. Пока торги еще не вошли в обычный ритм, The Art Newspaper Russia подводит краткие итоги прошлого года на внутреннем российском рынке, ориентируясь на результаты московских торгов, и пытается предугадать тенденции.

The Art Newspaper Russia уже писала о нарастающей диверсификации деятельности российских аукционных домов, которые все чаще не замыкаются на определенном сегменте рынка, а смело осваивают «смежные специальности», если это дает возможность заработать. Существовавшее ранее четкое разделение аукционных домов на занимающиеся живописью, графикой, ДПИ, на нумизматов, фалеристов, бонистов и на специализирующиеся только на букинистике ушло в прошлое. Организации, завоевавшие сильные позиции в торговле антикварными книгами, «отрастили» у себя полноценные художественные торги, а в других аукционных домах продажа печатной графики расширилась за счет автографов, плакатов и антикварных книг. Надо отметить, что впечатления букинистов от работы в ушедшем году разительно отличаются от впечатлений их коллег, занимающихся художественными сегментами рынка. Упаднических мыслей нет, и настроены букинисты по-боевому.

Краткий обзор активности аукционных домов, работавших в прошлом году с книгами, выглядит следующим образом:
«Дом антикварной книги в Никитском» провел 22 аукциона, из которых 15 были посвящены редким книгам, автографам, рукописям и фотографиям;
аукционный дом «Имперiя» — 12 аукционов, в том числе 7 букинистических;
аукционный дом «Кабинетъ» — 12 аукционов, на 6 из которых был стринг букинистики;
аукционный дом «Три века» — 12 аукционов, в том числе 6, связанных с букинистикой;
аукционный дом «Антиквариум» — 7 аукционов, в том числе 5 букинистических.


«Дом антикварной книги в Никитском» за год на 22 аукционах выставил почти 10 тыс. лотов, из которых продано 58% на общую сумму 523 млн руб. Кроме букинистических, провел четыре тематических аукциона — с плакатами, газетами и журналами, по дизайну и рекламе. Живопись, графика, ДПИ и архивы художников были представлены на трех аукционах.

Самыми громкими продажами 2014 года стали:
1. Русские народные картинки Дмитрия Ровинского. СПб., 1881. В 5-ти книгах. Из собрания председателя Русского исторического общества Александра Половцева. Продано за 16,8 млн руб. ($354 тыс.).
2. Александр Пушкин. Конволют из прижизненных изданий («Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Братья разбойники»). Продано за 11,8 млн руб.
3. Марина Цветаева. «Царь-девица». Пб.; Берлин: Эпоха, 1922. С автографом Марины Цветаевой Александру Керенскому. Продано за 8,3 млн руб.

Сергей Бурмистров, генеральный директор «Дома антикварной книги в Никитском»: «Самое главное — правильно назначить цену»
«Мы вполне удовлетворены результатами 2014 года, даже с учетом того, что они были „смазаны“ в последние месяцы (но это было следствием общих панических настроений на рынке). Приток новых покупателей (его можно оценить в 8–10%) в основном наблюдался во вновь осваиваемых для нас направлениях, например газеты и журналы, плакаты, предметы антиквариата, связанные с театром и пр. Востребованы были все сегменты, самое главное — правильно назначить цену (предметы до 100 тыс. руб. воспринимаются как недорогие). На уникальные русские предметы спрос, как обычно, был выше предложения. Русская тема остается основой торгов, а наибольший интерес покупателей вызывали прижизненные издания русских классиков, книги XVIII века, старопечатные книги, поэзия и автографы Серебряного века.

29 января 2015 года мы открыли новый аукционный сезон и можем оценивать настроение покупателей. Уже перед этим аукционом были ощущения, что в наступившем году к антикварной книге и к антиквариату вообще будет проявлен еще больший интерес, поскольку перед многими людьми, которые обладают свободными средствами, стоят вопросы: куда средства инвестировать и как их сохранить? А антиквариат, антикварные книги — один из проверенных способов сохранения денег (причем успех очень зависит от качественного уровня вещи). Наш первый в 2015 году аукцион показал стабильный интерес покупателей. Количество участников по сравнению с прошлым годом увеличилось. Наряду с заполненным залом (25–30 человек) было рекордное количество заочных ставок — больше 100, много торговались по телефону, были активные онлайн-торги. Результаты торгов — на уровне прошлого года.

Что помогает нашему аукционному дому удерживать хорошие позиции на рынке? Тут надо назвать возможность быстро и гибко работать со сдатчиками. «Дом антикварной книги в Никитском» проводит много аукционов (только в феврале 2015 года запланировано три). Потенциальные продавцы могут быстро продать вещи, им не надо ждать несколько месяцев — а аукционный дом получает большой и быстрый оборот. Важное значение имеет то, что у нас на каждые торги выставляется большое количество предметов. Да, мы рискуем утомить покупателей, но 12 февраля у нас будет 650 плакатов: ни от чего не удалось отказаться.

Большую роль играет скрупулезный отбор вещей: на торги попадает только около 15% предметов, которые нам приносят. И наконец, мы стараемся диверсифицироваться по цене, уделяем больше внимания ценовому сегменту от 500 до 100–200 тыс. руб. и пытаемся заинтересовать покупателей с любым кошельком, поскольку в сегменте недорогой книги тоже есть очень интересные вещи».


Аукционный дом «Антиквариум» провел семь аукционов: пять букинистических и два живописи и предметов ДПИ. Общая сумма продаж (с учетом премии покупателя) составила 4,7 млн у. е. (1 у. е. эквивалентен $1). Из выставленных на торги почти 2 тыс. лотов было продано в среднем за год 55%. Сумма продаж по пяти букинистическим аукционам составила 3,2 млн у. е.

Среди рекордов ушедшего года — следующие продажи:
1. Виды села Грузина. 1823. Тетрадь I–II. Продано за 170,8 тыс. у. е. (при старте с 50 тыс. у. е.).
2. Собрание карт и рисунков, принадлежащих к «Путешествию флота капитана 1-го ранга и кавалера Юрия Лисянского на корабле Нева». СПб., 1812. Продано за 72,8 тыс. у.е. (при старте с 30 тыс. у. е.).
3. Атлас к путешествию капитана Беллинсгаузена в Южном Ледовитом океане и вокруг света, в продолжении 1819, 1820 и 1821 годов. СПб., 1831. Продано за 70 тыс. у. е. (при старте с 30 тыс. у. е).

Виктор Константинов, главный эксперт букинистического направления аукционного дома «Антиквариум»: «Основной приток покупателей обеспечивает Интернет»
«Прошлый год был для „Антиквариума“ вполне успешным: несколько значительных книжных коллекций вызвали большой интерес у покупателей. При этом даже изменившаяся в конце года экономическая ситуация нас не затронула, и ноябрьский аукцион прошел с хорошими результатами. Наиболее востребованными оказались издания в разделах „География, путешествия“ и „Атласы, альбомы, увражи“. Устойчивый интерес к книгам XVIII века, к прижизненным изданиям классиков, видам городов и сел, а также к изданиям, посвященным „джентльменским увлечениям“ — лошадям, собакам, охоте. При этом очевидно, что сохранность представленного экземпляра становится одним из важнейших критериев.

Прошедший год показал, что основной приток покупателей обеспечивает Интернет. Активное присутствие „Антиквариума“ в социальных сетях, продвижение с помощью онлайн-технологий вдвое увеличили количество зарегистрированных пользователей на сайте. Количество онлайн-покупателей выросло за год тоже почти вдвое. Увеличились и суммы, которые готовы предложить интернет-участники. В ноябре нами была зафиксирована самая крупная онлайн-покупка в истории московских книжных аукционов: за Живописные виды дворцов и садов в окрестностях Санкт-Петербурга интернет-игрок заплатил 46 тыс. у. е.

Что касается следующего года, то мы стараемся не терять оптимизма, хотя прогнозировать, как именно поведет себя рынок антикварной книги, довольно сложно. Надеемся, что желания наших клиентов будут совпадать с их возможностями, обеспечивая столь же активное участие в торгах».

Просмотры: 3316
Популярные материалы
1
Филип Хук: «Сегодня дилеры научены находить слабые места клиентов и давить на них»
Автор бестселлера «Завтрак у Sotheby’s» выпустил новую книгу, посвященную арт-дилерам, — «Галерея аферистов: История искусства и тех, кто его продает».
20 апреля 2018
2
Музей «Ростовский кремль» обнаружил у себя подделки Малевича и Поповой
В фондах музея-заповедника «Ростовский кремль» вместо подлинных работ русского авангарда обнаружены копии произведений Казимира Малевича и Любови Поповой. Руководство музея сочло необходимым сделать этот факт достоянием общественности.
20 апреля 2018
3
ГМИИ им. А.С.Пушкина подарили Роберта Фалька
Коллекция музея пополнилась 7 картинами и 16 графическими работами художника-бубнововалетовца.
18 апреля 2018
4
Леопольд Тун: «Галерист всегда должен быть голодным»
У благотворительного аукциона Off White, пять лет подряд проходящего в рамках Cosmoscow, впервые будет иностранный куратор — 27-летний лондонский галерист Леопольд Тун. Мы узнали у него о новой концепции торгов и о том, почему их перенесли на лето.
18 апреля 2018
5
Что могут дать миру искусства блокчейн и криптовалюты?
Как блокчейн-технологии внедряются в арт-рынок, показываем на примере новых сервисов, платформ и криптоаукционов.
18 апреля 2018
6
Рем Колхас: «В том, чтобы спрятаться в здании, есть свои плюсы»
Автор концепции реконструкции Новой Третьяковки уверен, что сохранять прошлое не менее важно, чем создавать новое, видит достоинства в архитектуре советского модернизма и хочет их подчеркнуть.
19 апреля 2018
7
Утраченное искусство: фрески Тициана и Джорджоне в Фондако деи Тедески в Венеции
Искусствовед, эксперт по преступлениям в области искусства Ноа Чарни делится тайнами самых вожделенных работ в истории искусства — тех, которые мы больше никогда не увидим.
19 апреля 2018
8
Витебск воскрешает легенду
С началом весны в городе открылся Музей истории Витебского народного художественного училища, расположившийся в том самом здании, где директорствовал Марк Шагал и утверждал идеалы супрематизма Казимир Малевич.
18 апреля 2018
9
Витебских художников приняли в Кембридж
О своих исследованиях рассказывают участники конференции «Народное художественное училище и Уновис в Витебске», которая пройдет при поддержке фонда IN ARTIBUS в Пемброк- колледже Кембриджского университета 19 и 20 апреля.
17 апреля 2018
10
Розанова — сомнительная и несомненная
Во Владимире борются за чистоту наследия Ольги Розановой. На выставках сопоставляют шедевры художницы-авангардистки и сомнительные работы, а на симпозиуме, посвященном столетию со дня смерти Розановой, собрались специалисты со всей России.
18 апреля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru