18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Любимый орел Жаклин Кеннеди вернулся на место

№30
Материал из газеты

Покойная первая леди не хотела, чтобы скульптура, установленная неподалеку от Белого дома, когда-либо покидала свое место, однако для реставрации ее все же пришлось переместить

В конце 2014 года черно-золотая бронзовая скульптура орла весом почти 2,5 т авторства покойного американского художника Льюиса Айзлина была отреставрирована и возвращена на свое место неподалеку от Белого дома в Вашингтоне. Однако то, что начиналось как ничем не примечательные реставрационные работы, очень быстро превратилось в непростую задачу, и поговаривают, что виной тому пожелание бывшей первой леди, чтобы это произведение всегда оставалось на своем месте.

Прибыв этим летом для осмотра работы, реставраторы из реставрационной лаборатории «Мак-Кей — Лодж» «не могли понять, почему [орла] не получается снять со стены». «Мы обнаружили, — рассказывает президент компании Роберт Лодж, — что скульптура установлена таким образом, что демонтировать ее можно, только разрушив стену». Этот вариант был исключен, поскольку орел находится на стене дома Долли Мэдисон, жены Джеймса Мэдисона, президента США с 1809 по 1817 год.

Прежде чем оказаться в столице, скульптура размещалась на фасаде Музея американского искусства Уитни на 53-й улице в Нью-Йорке. По словам представительницы музея, когда в 1966 году здание было продано Музею современного искусства, орла подарили Администрации общих служб США (GSA) — федеральному агентству, осуществляющему контроль за правительственной программой по развитию паблик-арта. (Макет орла, являющегося первоначальным логотипом Уитни, по-прежнему находится в постоянной коллекции музея.)

Существуют разные версии истории о том, как трехметровая скульптура в конце концов оказалась на доме Долли Мэдисон в 1968 году. «Орел держится на стальных скобах, находящихся прямо внутри стены. Это означает, что поместивший его сюда человек имел доступ внутрь дома и хотел, чтобы скульптура всегда оставалась на месте», — говорит реставратор Джим Гвиннер. Возможно, организацией работ занималась GSA, но, по словам Гвиннера, исследовательская работа и беседы с историками заставляют предположить, что установка была произведена по личному желанию Жаклин Кеннеди. Из Президентской библиотеки и музея Джона Ф. Кеннеди ответа на запрос не получено, однако общеизвестно, что в то время первая леди активно выступала за сохранение дома Долли Мэдисон и окружающей исторической застройки.

После двух неудачных попыток реставраторы сняли скульптуру, просверлив в орле две большие дыры и перерезав стальные скобы. В ходе реставрационных работ, которые длились четыре месяца, разрушающаяся скульптура была покрыта свежим слоем патины и позолоты.

Четвертого октября реставраторы, которые занимаются всей художественной коллекцией GSA, с помощью подъемного крана ввезли орла на территорию Белого дома через въезд Секретной службы США и вернули его на место в стене дома Долли Мэдисон.

Это историческое здание отлично подходит для орла Айзлина. По стилю эта хищная птица похожа на ту, что красуется на официальном фарфоре Белого дома Долли Мэдисон, которая, как и Кеннеди, любила искусство и активно занималась его охраной. Пожалуй, она наиболее известна тем, что во время сожжения Капитолия в 1814 году сохранила портрет Джорджа Вашингтона кисти Гилберта Стюарта от британской армии. 

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+