The Art Newspaper Russia
Поиск

История одной мастерской

Чтобы попасть на журфикс к Острецову, нужен паспорт. Или водительское. Военный, наверное, сойдет. Случалось проходить и по пресс-карте. Но какой-то документ нужен обязательно. Это не потому, что Гоша такой строгий, а потому, что мастерская у него, «Студия КОП» (Людмила Константинова — Георгий Острецов — Сергей Пахомов), находится на территории бывшего завода «Пластик». Бывшие цеха и склады арендованы всеразличнейшими организациями, юр- и даже, как видно, физлицами, — но проходная осталась прежней. Советы «сразу направо и еще пройти метров 100» только выглядят понятными, и попервой можно заблудиться. Хотя, казалось, чего проще? Строгая планировка и повсеместный асфальт с лужами, кирпичная индустриальная архитектура XIX века, выстроенные рядами коробки цехов — все это скорее сбивает с толку. Лишь добравшись до нужного корпуса, поднявшись на нужный этаж, найдя нужную дверь — лишь после всего этого, уже услышав гомон за дверью, сам вздохнешь: «Ну наконец-то, слава богу!»

Художническое сообщество «Вглаз», управляемое Острецовым, еженедельно устраивает выставки. Это по средам. Во вторник — бокс, а по воскресеньям — йога. Можно выйти поразмяться на крышу бывшего цеха, покрытую рубероидом. Ради йоги прочая движуха, конечно, в такой момент приостанавливается, ну а в остальное время то пила визжит, то еще какие-то звуки раздаются из собственно мастерской, столярки, где режут доски под пахомовские иконки, обрабатывается дерево под острецовские объекты. И самое-самое впечатляющее в такие моменты, это когда еще и Константинова сидит — снаружи, не в столярке, а в выставочном зале, — сидит и красит, и за подол ее постоянно дергает Фрося (1,5 года), пока Марфа (5 лет), чтобы не мешала, усаживается за компьютер мультики смотреть. А в среду — милости просим! …Ну и вот. Открывая дверь и только заслышав неминуемый гам, что создают в ходе общения культурные люди в количестве свыше дюжины, только тогда становится понятно: всё, ты добрался. Дальше общение, вино и закуски. Особенно если принес с собой. Мастерская — благодаря тому, что это кусок бывшего цеха, — может служить и спортзалом, и галереей, и кинотеатром; на все это она и рассчитана и в таком качестве используется. Выход на крышу обеспечивает лучшим видом на Москву-Сити; в окна с другой стороны такие же виды открываются через реку на Новодевичий монастырь. Вернисажи по средам, когда лето, на крыше и заканчиваются — с видами и с разговорами. В такие моменты все особенно хорошо.

Хорош грузовой лифт, сохранившийся с заводских времен: благодаря ему можно втащить ну практически что угодно. И на балку бывшего крана подвесить можно что угодно, например боксерскую грушу, когда бокс, или какой-нибудь особенно залихватский объект, когда выставка, а потом убрать. Типа сегодня мы деремся, завтра растягиваемся, послезавтра не помню, а в среду пожалуйте на персональную выставку… ну, кого-нибудь из круга Острецова.

Местоположение бывшего завода — где-то между путями Киевского вокзала и Бережковской набережной; эдакий карман посреди города, с автомастерскими, складами, невнятными офисами и мебельными шоурумами — немножко напоминает и локус самого Острецова в художественном ландшафте Москвы: где-то осторонь, не на первом плане, вечно сам по себе, с какими-то своими идеями, а притом масса рукодельного материала; не всегда туда соберешься, но всегда об этом помнишь — «а не добраться ли до Острецова?» Сообщество «Вглаз», аккумулировавшее разных, очень разных авторов (Ирина Корина, Георгий Литичевский, Ольга Божко, дуэт «Еликука») держится этой активностью как экзоскелетом. Чем-то вроде краснокирпичных стен старого цеха, где только и существует этот «Вглаз»; а когда разойдутся вечером по домам, то Корина — особь статья, Острецов — особь статья.

Поэтому, когда с начала года арендодатель потребовал платить в полтора раза больше ($6 тыс. в месяц за 250 м2
бывшего склада), возникла неприятная история: по хозяйственно-административным причинам вот-вот должна была исчезнуть с карты Москвы еще одна московская достопримечательность. Ну а что, не так что ли? Странноватая, но ведь потому и достопримечательность! Не кластер, не фигастер, не какая-то спонсорская или девелоперская история, а честная аренда. За малоподъемные деньги, но что, неужели одному Острецову нужна была эта мастерская? Гоша, слегка прифигев от запросов арендодателей, обратился в конце концов с воззванием к общественности — «Поможите, люди добрые!» — и мир, слава богу, оказался не без добрых людей. Благодаря помощи острецовских коллекционеров жгучая проблема была решена. Но как решена: Гоша расплатился картинами. Дикий какой-то бартер, напомнивший «лихие 90-е». В итоге покамест все остается по-прежнему. Но это до тех пор, пока проблема не возникнет в следующий раз. А это — когда угодно, в любой момент.

Просмотры: 1976
Популярные материалы
1
Вызывающий, откровенный — и очень дорогой Эгон Шиле
Заоблачные цены ограничивают рынок Эгона Шиле, недавняя выставка которого на Art Basel в Гонконге была застрахована на целых $100 млн.
13 июня 2019
2
В ГМИИ им. Пушкина покажут коллекцию Фонда Louis Vuitton
65 произведений послевоенного и современного искусства 20 художников из разных стран займут все три этажа Волхонки, 14 и в известной мере изменят привычные интерьеры.
10 июня 2019
3
Возвращение легенды: коллекция Сергея Щукина в Пушкинском музее
Более 450 произведений живописи, графики, скульптуры и предметов декоративно-прикладного искусства из собрания Сергея Щукина и его братьев встречаются в долгожданном выставочном проекте, заняв весь второй этаж главного здания музея.
11 июня 2019
4
Мы Иван Голунов
Мы присоединяемся к кампании солидарности с арестованным журналистом Иваном Голуновым и публикуем его материал о реставрации фонтана «Каменный цветок» на ВДНХ.
10 июня 2019
5
Дэмиен Херст: «Цвет — хороший способ избежать темноты»
Последние полтора года Дэмиен Херст провел в уединении в лондонской мастерской, рисуя вишни в цвету. В интервью он раскрывает истинный масштаб своего проекта и объясняет, почему главная тема его новой серии — жизнь и смерть.
14 июня 2019
6
Сошествие ангелов на Русский музей
Около 200 произведений живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства, фотографии из собрания Русского музея, частных коллекций и мастерских художников впервые представляют всю отечественную ангельскую антологию.
13 июня 2019
7
Art Basel 2019: мертвая крыса, акция #metoo как произведение искусства и продажи за закрытыми дверями
В швейцарском Базеле проходит главная мировая ярмарка современного искусства
14 июня 2019
8
Александр Вихров: «Жизнь Наполеона много ярче приключенческого романа»
Наполеоника — популярная тема у коллекционеров во всем мире. Обладатель обширного собрания произведений искусства и мемориальных вещей, связанных с Наполеоном Бонапартом, Александр Вихров рассказал о своем восприятии этой исторической личности.
10 июня 2019
9
Вслед за годом Леонардо настанет год Рафаэля
На 2020-й, год 500-летия со дня смерти Рафаэля, запланировано несколько выставок, самая большая из которых пройдет в Риме.
11 июня 2019
10
Выставка «Сны без Фрейда» проходит в музее «Эрарта»
Эпиграфом к выставке стало эссе китайского философа IV века до н.э. Чжуан-цзы о бабочке.
10 июня 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru