18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

История Рима в исполнении арт-критика Роберта Хьюза

«Рим. История города: его культура, облик, люди» раскрывается через чреду артефактов, а также биографии самых известных политиков и художников

В новой рубрике наш книжный обозреватель Дмитрий Бавильский рассказывает о книгах, имеющих отношение к самым разным художественным практикам. Каждый понедельник он рецензирует альбомы и выставочные каталоги, сборники статей и воспоминания, а также романы и даже повести, содержание которых так или иначе связано с искусством. Сегодня — о еще одной подробной истории города Рима в исполнении известного арт-критика Роберта Хьюза, выпущенной издательством Corpus.

Правильно оценив популярность книги Виктора Сонькина «Здесь был Рим», заслужившей не только премию «Просветитель-2013», но и вполне массовые тиражи, издательство Corpus решило закрепить успех римской темы еще одним безусловным, на этот раз интернациональным, бестселлером — книгой Роберта Хьюза «Рим. История города: его культура, облик, люди», переведенной Анной Тихоновой.

Хьюз, вообще-то, полвека служит художественным критиком журнала Time и пишет в основном про выставки и современных художников. Но Рим — первая, хотя и не единственная его любовь с тех самых времен, когда 25-летний провинциальный юноша впервые попал из австралийского захолустья в один из самых блистательных и эффектных городов мира. Многолетняя журнальная практика помогла Хьюзу сформировать легкий, лишенный занудства стиль, в котором решена хроника многих и многих веков развития, расцвета и упадка. «Рим» начинается с основания города и легенды про легендарных близнецов Ромула и Рема, а заканчивается, вполне ожидаемо, ХХ веком — биографией Муссолини, занимавшегося последними масштабными градостроительными изменениями, а также описанием туристического бума, возникшего из религиозного паломничества, и реставрации Сикстинской капеллы, которую Хьюз сподобился наблюдать в режиме реального времени.

Для того чтобы пошагово рассказать историю Рима, он использовал огромную библиотеку первоисточников и научных исследований, посвященных самым разным аспектам римской жизни. Некоторые монографии ужаты в абзац, другие занимают пару страниц, но швов практически не видно: Хьюз — опытный рассказчик, превращающий зерна чужого опыта в собственное оригинальное творение, весьма далекое от механистически сбитой компиляции. Книга его отчасти напоминает другую недавнюю городскую биографию — монументальное эссе Питера Акройда «Венеция. Прекрасный город» (Издательство Ольги Морозовой, 2012). Правда, если Акройд, точно так же перелопативший не одну стопку источников, сгруппировал важнейшие темы венецианской жизни в тематические блоки, то Хьюз пошел по хронологии, потребовавшей от него не меньшей, а, может быть, даже гораздо большей подготовки: поступательное развитие истории не терпит лакун и умолчаний. Хотя, конечно, о древнем состоянии Рима он пишет не так обильно, как о его же Ренессансе, эпохе барокко или традиции многочисленных гранд-туров, открывших Вечный город миру. Он удачно соединяет биографию Рима с максимально задокументированной историей Ватикана, тем более что многочисленные папы изменяли или украшали этот город, как никто другой.

Но — никакой схоластики или отвлеченных умствований: теоретические выкладки важны Хьюзу не сами по себе, но как дополнение к описанию конкретных церквей, музеев, фонтанов и площадей, картин и скульптур. Он же показывает Рим через артефакты и «материальные носители», избегая при этом занудной логики путеводителя. Обаяние его интонации возникает из сочетания книжных премудростей с непосредственными зрительскими впечатлениями: автор нынешнего «Рима» не только начитан, но и насмотрен. Рим он знает как таблицу умножения, в исторических и социокультурных особенностях разбирается лучше самих итальянцев. А уж как хорошо Роберт Хьюз знает и понимает искусство!..

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+