18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

История Рима в исполнении арт-критика Роберта Хьюза

«Рим. История города: его культура, облик, люди» раскрывается через чреду артефактов, а также биографии самых известных политиков и художников

В новой рубрике наш книжный обозреватель Дмитрий Бавильский рассказывает о книгах, имеющих отношение к самым разным художественным практикам. Каждый понедельник он рецензирует альбомы и выставочные каталоги, сборники статей и воспоминания, а также романы и даже повести, содержание которых так или иначе связано с искусством. Сегодня — о еще одной подробной истории города Рима в исполнении известного арт-критика Роберта Хьюза, выпущенной издательством Corpus.

Правильно оценив популярность книги Виктора Сонькина «Здесь был Рим», заслужившей не только премию «Просветитель-2013», но и вполне массовые тиражи, издательство Corpus решило закрепить успех римской темы еще одним безусловным, на этот раз интернациональным, бестселлером — книгой Роберта Хьюза «Рим. История города: его культура, облик, люди», переведенной Анной Тихоновой.

Хьюз, вообще-то, полвека служит художественным критиком журнала Time и пишет в основном про выставки и современных художников. Но Рим — первая, хотя и не единственная его любовь с тех самых времен, когда 25-летний провинциальный юноша впервые попал из австралийского захолустья в один из самых блистательных и эффектных городов мира. Многолетняя журнальная практика помогла Хьюзу сформировать легкий, лишенный занудства стиль, в котором решена хроника многих и многих веков развития, расцвета и упадка. «Рим» начинается с основания города и легенды про легендарных близнецов Ромула и Рема, а заканчивается, вполне ожидаемо, ХХ веком — биографией Муссолини, занимавшегося последними масштабными градостроительными изменениями, а также описанием туристического бума, возникшего из религиозного паломничества, и реставрации Сикстинской капеллы, которую Хьюз сподобился наблюдать в режиме реального времени.

Для того чтобы пошагово рассказать историю Рима, он использовал огромную библиотеку первоисточников и научных исследований, посвященных самым разным аспектам римской жизни. Некоторые монографии ужаты в абзац, другие занимают пару страниц, но швов практически не видно: Хьюз — опытный рассказчик, превращающий зерна чужого опыта в собственное оригинальное творение, весьма далекое от механистически сбитой компиляции. Книга его отчасти напоминает другую недавнюю городскую биографию — монументальное эссе Питера Акройда «Венеция. Прекрасный город» (Издательство Ольги Морозовой, 2012). Правда, если Акройд, точно так же перелопативший не одну стопку источников, сгруппировал важнейшие темы венецианской жизни в тематические блоки, то Хьюз пошел по хронологии, потребовавшей от него не меньшей, а, может быть, даже гораздо большей подготовки: поступательное развитие истории не терпит лакун и умолчаний. Хотя, конечно, о древнем состоянии Рима он пишет не так обильно, как о его же Ренессансе, эпохе барокко или традиции многочисленных гранд-туров, открывших Вечный город миру. Он удачно соединяет биографию Рима с максимально задокументированной историей Ватикана, тем более что многочисленные папы изменяли или украшали этот город, как никто другой.

Но — никакой схоластики или отвлеченных умствований: теоретические выкладки важны Хьюзу не сами по себе, но как дополнение к описанию конкретных церквей, музеев, фонтанов и площадей, картин и скульптур. Он же показывает Рим через артефакты и «материальные носители», избегая при этом занудной логики путеводителя. Обаяние его интонации возникает из сочетания книжных премудростей с непосредственными зрительскими впечатлениями: автор нынешнего «Рима» не только начитан, но и насмотрен. Рим он знает как таблицу умножения, в исторических и социокультурных особенностях разбирается лучше самих итальянцев. А уж как хорошо Роберт Хьюз знает и понимает искусство!..

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+