18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Итоги-2014. Личное музейное дело

№29
Материал из газеты

Россия уверенно подхватывает общемировой тренд частных музеев

Мода на частные музеи в России не проходит. Некоторые новые проекты или только что открылись, или же максимально близки к воплощению. Так, в декабре 2014 года в Москве открылся Музей ар-деко Мкртыча Окрояна. Скоро ожидается открытие Музея современного российского искусства Шалвы Бреуса в здании бывшего кинотеатра «Ударник». Идет реконструкция фабрики «Большевик». Здесь в 2015 году откроется Музей русского импрессионизма мецената Бориса Минца. Бизнесмен Давид Якобашвили планирует открыть музей «Собрание» с более чем 10 тыс. экспонатов, включая уникальные музыкальные механизмы и автоматоны. В марте наступающего года должно состояться открытие Музея АЗ, посвященного Анатолию Звереву, запланированное еще на этот декабрь, но перенесенное организаторами.
В Петербурге функционирует два частных музея современного искусства. Фурор произвел Виктор Вексельберг, открыв наконец в Шуваловском дворце Музей Фаберже со своей легендарной коллекцией. Все с нетерпением ждут открытия основного здания «Гаража» в Москве, который показательно переименовался из центра современной культуры в музей. Но некоторые громкие проекты оказались замороженными. Музейное движение мог бы стимулировать закон «О меценатской деятельности», базовый проект которого приняла Госдума. Однако все пункты о налоговых послаблениях для благотворителей из документа были исключены, кроме туманной формулировки о возможности экономической поддержки от государства и присуждении наград и почетных званий.


Открыть музей не сложно — гораздо тяжелее получить публику. Человеку, открывающему музей, стоит рассчитывать только на свои силы и деньги. Если заранее не заниматься самообманом насчет спонсоров, государства и выручки, то и разочарований не будет, так как дело в целом довольно приятное.

Что касается моего музея Art4.ru, то я нашел оптимальную и удобную для себя форму его работы: посещение только по предварительным заявкам, и раз в год для всех, в Ночь музеев.

Частные музеи не только открываются, но и закрываются. Например, Музей иконы на Спиридоновке закрыли. Могу предсказать, что музей Зверева АЗ — мертворожденный проект из-за слишком узкой и локальной концепции. Все маленькие музеи в Москве обречены на забвение в связи со спецификой города, требующего блокбастеров.
Музей «Гараж» и Музей современного искусства в здании кинотеатра «Ударник» вполне могут иметь длительный успех у публики, но только до тех пор, пока хозяева будут накачивать их деньгами (самое дорогое — это хорошие выставки, экспозиция из собственных фондов практически не затратна).

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+