The Art Newspaper Russia
Поиск

Два вопроса финалистам Премии Кандинского

11 декабря в московском кинотеатре «Ударник» вручают Премию Кандинского в области современного искусства. Девяти финалистам мы задали два вопроса, чтобы познакомиться с ними поближе, впрочем кто-то отказался от ответа

1. Если бы премию давали вы, кому бы вы ее присудили в вашей номинации?

 

2. Что вам кажется самым ценным и достойным в современном искусстве?


Номинация «Проект года»


1. Ирина Корина.

2. Актуальное искусство сегодня часто приближено к реальной жизни и во многом отражает ее. Художники в самых разных медиа говорят о тех вещах, которые близки современному обществу и актуальны для многих людей. В то же время концептуальное искусство все чаще использует простые формы. Таким образом, оно становится более понятным зрителю, который может с ним соприкоснуться и прочувствовать, как бы проживая его и пропуская через себя.
Для меня важными качествами современного искусства являются легкость в форме и глубина в содержании. Легкие и доступные для понимания, работы художников при этом не теряют своего смысла, не становятся пустыми и поверхностными. То, о чем они говорят, нередко даже глубже, чем можно себе представить. И мне нравится, что современное искусство стремится к тому, чтобы задавать вопросы, а не отвечать на них, таким образом заставляя зрителя думать и анализировать. Вероятно, это соответствует тенденциям развития общества, которое сегодня живет совершенно иными скоростями, чем раньше, и научилось быстро и свободно постигать суть и видеть смыслы вещей без излишних объяснений.

В целом мне близок жанр неореализма, обращенного к историческим, социальным, нравственным, философским и эстетическим проблемам современности.

Ну и, конечно, главный «секрет» любого художника — не бояться думать, высказываться, какие бы острые темы он ни затрагивал. Несомненно, существует разумная цензура, а часто даже самоцензура, которая при этом не душит художника и, пожалуй, идет только на пользу искусству, делая его более ответственным и маргинализируя его экстремальные проявления.



1. Я счастлива, что это не я даю премию. Я могу наблюдать за процессом и выводы делать важные для меня. Кого-то одного не хочу называть.

2. Ну, в целом проанализировать ситуацию я не готова. Мне просто нравится, что искусством в мире занимается множество разных людей. Мне интересно, что таким образом появляются какие-то галактики, по которым можно путешествовать и изучать их внутренние законы, и что в художественном мире при видимом наличии системы и неких правил все же существует пространство для неучтенных еще и неописанных явлений.



Номинация «Молодой художник. Проект года»



1. Никому.
2. Любовь и вечность



1. В моей номинации Тимофей Радя, по моему мнению, автор именно такой работы («Все, что я знаю об уличном искусстве»).

2. Самое ценное в искусстве, в том числе современном, для меня — тот диалог, который возникает внутри при знакомстве с работой художника. Рождается не просто эмоция-реакция, но также любопытство и удивление, стремящиеся через рассуждение и вопросы найти ключ к некой дверце, за которой, вполне возможно, скрывается что-то еще. Одна мысль об этой возможности при соприкосновении с произведением искусства — возможности существования других глубин и реальностей в мире художника — вызывает во мне восхищение. Подобного рода работа случится естественно, если художник откровенен с самим собой и объят желанием поделиться своей искренностью с другими. В этом случае и рождается произведение искусства, достойное жить собственной жизнью и вступать в диалог как с публикой, так и с художником, сотворившим ее.



1. Непросто отвечать на вопрос, кому бы я вручил премию в своей номинации, ведь фигура художника-участника — это, по сути, заинтересованное лицо. Тут нужно сильно отстраниться и представить себя экспертом, критиком; сложно посмотреть на себя со стороны. В последнее время сфера моих интересов — это видео, кино и смежные медиа и жанры, я слежу за тем, что происходит вокруг, за тенденциями в этом поле, за тем, что делают коллеги. Мне нравится видео Лены Артеменко «Событие», потому что оно аллегорически говорит о том стандартном жизненном сценарии, который мы можем наблюдать у многих людей. Мы видим жуткий мир среднестатистического человека, когда попадаем в некое клаустрофобическое пространство, которое циклически повторяется, в последовательность удручающих жизненных сценариев, не позволяющих герою вырваться вовне.

2. Если попытаться быть объективным, то, наверное, самое ценное — это произведение нового смысла вообще, постановка некоего, казалось бы безусловного, предмета или темы под вопрос (здесь можно вспомнить работу художника Юлиуса фон Бисмарка «Происшествие в центре Германии», 2013), вскрытие привычной реальности, без этого получаются декорации, дизайн. Самое новое, интересное, странное, пока непонятное, сомнительное, двусмысленное появляется в современном искусстве или даже на грани искусства и чего-то еще, например активизма. То есть художник — такой новатор, тот, кто находится у края, экспериментирует, а потом другие сферы жизни, прикладные — реклама, массовая культура и политика — апроприируют его идеи и используют в дальнейшем.


Номинация «Научная работа. История и теория современного искусства»



1. Я не хочу отвечать на этот вопрос.

2. Я думаю, что в ближайшем будущем современному искусству предстоит признать, что многие его надежды на общественную экспансию, инфраструктурный рост и медиальный успех оказались в полной мере нереализуемыми. Это побудит его, осознав свои социальные пределы, задуматься о своей собственной природе и человеческом смысле. Говоря иначе, у современного искусства плодотворные перспективы.



1. Ямпольский Михаил.

2. На мой взгляд, современное искусство переживает сегодня кризис ценности как таковой, то есть его собственная ценность еще не определилась, зависнув где-то между культовой и экспозиционной, между храмом и рынком. По этой причине я считаю, что достоинство искусству может придать только политическая деятельность художников, которые должны для этого стать политическими активистами. Причем под политикой я понимаю здесь борьбу на стороне современных исключенных (женщин, мигрантов, квир, трансгендеров, наркоманов и других) против направленного на них насилия в обществе и стигматизации в культуре, то есть на уровне самих форм художественной деятельности. Художники должны наконец посмотреть на мир глазами ведьм, зомби и мутантов, а не только вампиров и призраков. Тогда, может быть, в их работах появится какая-то новая ценность. А пока да здравствуют Pussy Riot, Петр Павленский и «МедиаУдар»!



1. Я с уважением отношусь к обоим моим соперникам, Виктору Мизиано и Игорю Чубарову, но так вышло, что я не читал (хотя и хотел бы) их работ, выдвинутых на премию. Так что не могу судить.

2. В последнее время меня особо интересует синтез искусства и новых технологий, например видеоарт, интер­активное искусство. Тут по-новому осмысляются старые категории времени и пространства, позиция субъекта и прочее. Объекты и инсталляции интересуют меня меньше, на них уже лежит печать какой-то исчерпанности и архаики. Я не очень чувствителен к социальному и политическому искусству, потому что считаю искусство не самым лучшим медиумом для такого рода дискурса, нуждающегося в СМИ и широких аудиториях. К тому же аналитические возможности искусства в этой сфере ограничены. В новом российском искусстве сегодня меня больше всего интересует фотограф Александр Гронский, который, на мой взгляд, открывает новые горизонты.


Материалы по теме
Просмотры: 3336
Популярные материалы
1
Суд признал право Баттервика на мнение о русском авангарде
Итальянский суд оправдал обвиняемого в клевете лондонского арт-дилера и галериста Джеймса Баттервика, усомнившегося в подлинности работ русского авангарда на выставке в Мантуе.
11 февраля 2020
2
Как ван Гога стоимостью €15 млн купили на деревенском аукционе за £4
Теперь пейзаж с крестьянским домом отправляется в Маастрихт, чтобы стать одним из главных экспонатов ярмарки TEFAF.
10 февраля 2020
3
Сердца современных художников: символы любви от Фриды до Бэнкси
Из неона, стали, пластика и звуков — смотрите нашу подборку сердец от звезд современного искусства ко Дню святого Валентина.
14 февраля 2020
4
В Музее русского импрессионизма собрали ретроспективу Юрия Анненкова
Выставка «Революция за дверью» не претендует на исчерпывающую полноту, но получилась весьма репрезентативной: выстроены и хронология, и жанровый диапазон художника.
13 февраля 2020
5
Русский музей поделился планами на 2020 год
125-летие Государственного Русского музея отметят завершением реставрации Михайловского замка и огромной выставкой даров, которая займет все дворцы музейного комплекса
12 февраля 2020
6
«Иван Грозный» собрал консилиум
В реставрации картины Ильи Репина наступил важный момент: необходимо решить, каким способом дублировать холст уникального памятника. Для консультаций пригласили западных специалистов.
10 февраля 2020
7
«Охотник» Адриана Гение остался в Эрмитаже
Картины румынского художника на недавних аукционах продавались за миллионные суммы, многократно превышающие эстимейт
10 февраля 2020
8
Три века фарфора представлены в Эрмитаже
На выставке, посвященной 275-летию основания Императорского фарфорового завода, полтысячи уникальных предметов систематизированы по стилям.
11 февраля 2020
9
Античную скульптуру освободят из княжеской темницы
Итоги 40-летней борьбы между итальянскими властями и семьей Торлония подведет крупная выставка в 2020 году.
12 февраля 2020
10
Куратор Кейт Бейли: «Важно, чтобы музейный предмет всегда оставался звездой»
Автор знаменитого проекта об истории оперы рассказала нам про будущие «подмостки» в Москве и особенности работы Музея Виктории и Альберта в сегодняшнем мире.
12 февраля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru