18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Драгоценный космос: Надя Леже в Музеях Кремля

В честь юбилея полета Юрия Гагарина Музеи Московского Кремля впервые представляют авангардную коллекцию украшений Нади Леже, созданную полвека назад и посвященную первому космонавту

Для директора Музеев Московского Кремля Елены Гагариной 12 апреля — это не только общечеловеческий, но и личный, семейный праздник. Старшая дочь первого космонавта возглавила самый центральный музей России ровно 20 лет назад, и это еще одна круглая дата. Выступивший на открытии выставки Михаил Швыдкой, специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству, рассказал, что сам, мальчишкой, воспринял полет Гагарина как «огромное счастье» и так это чувствовали многие. «Это был миг великого счастья, необъяснимого, непонятного, это счастье полета было совершенно невероятным». По его словам, это была счастливая идея придумать такую выставку, потому что, несмотря на то что она маленькая, она отражает «великие мечтания человечества».

Надя Ходасевич-Леже (1904–1982), чья долгая жизнь тоже была удивительным полетом — из многодетной крестьянской семьи из деревни Осетище Минской губернии в Париж, на просторы мирового искусства, — восприняла полет человека в космос как чудо и осуществление пророчеств одного из ее учителей, Казимира Малевича, в своих супрематических картинах показавшего мир без земного тяготения. Выставка названа «Супрематическое предвидение»: по свидетельствам очевидцев, под впечатлением от полета Гагарина Надя распаковала коробки с ранними рисунками 1920-х годов, созданными под влиянием идей УНОВИСА, еще до ее эпохальной встречи с Фернаном Леже, чьей женой она стала, и сделала их новые версии. Поэтому ее супрематические работы имеют две даты (например, 1920/1968). На выставке представлено несколько таких листов, а также созданный Фернаном Леже в 1948 году портрет Нади из коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина. А карандашный рисунок Пабло Пикассо 1961 года, где портрет Юрия Гагарина в космическом шлеме вписан в силуэт летящей птицы, предоставлен семьей Карисаловых.

Но главная сенсация выставки — это комплект ювелирных украшений, созданных Надей Леже в 1970 году в супрематическом стиле. Эту коллекцию из 37 предметов — в основном броши, но также кольца и браслеты-часы — впервые показывают целиком. По словам куратора выставки, заведующей в музее отделом современного искусства Ларисы Пешехоновой, эти вещи не стоит воспринимать только как прикладные, хотя у всех брошей есть булавки, — фактически это миниатюрные скульптуры из платины, золота и бриллиантов. Украшения носят имена планет и созвездий: «Луна», «Кассиопея», «Андромеда». Куратор рассказывает, что на предметах есть указание тиража — 30, но пока не удалось выяснить, существует ли где-то еще эта коллекция во всей полноте. Известно лишь, что несколько «космических» брошей было у Пьера Кардена.

Коллекцию, которая хранится в Музеях Московского Кремля, Надя Леже преподнесла в дар советскому правительству в 1976 году. Вообще, «коммунистка и миллиардерша», как кто-то ее назвал на вернисаже, проявляла к своей родине невероятную щедрость, одаривая советские музеи своими и не только своими работами. Благодаря ей Фернан Леже, один из немногих модернистов, был официально признан в СССР. Для города ученых Дубны она создала серию мозаик, в том числе с изображением Юрия Гагарина. И все же остается ощущение, что Надя Леже — это неизвестная художница с очень громким именем. Как рассказывает Лариса Пешехонова, в 2019 году в Париже вышла монография о ней с говорящим названием «Надя Леже. Необыкновенная история женщины в тени». Хочется надеяться, что выставка в Музеях Кремля станет началом ее возвращения из тени.

Музеи Московского Кремля. Парадный вестибюль Оружейной палаты
Супрематическое предвидение. Космос в украшениях и графике Нади Леже
9 апреля — 1 сентября

Самое читаемое:
1
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
2
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
3
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
4
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Посещаемость музеев — это индекс популярности, востребованности, экономической эффективности. За эти позиции российские музейщики так или иначе пытаются бороться, и мы предлагаем посмотреть, что у них получилось в 2023 году
17.05.2024
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
5
Автобиография Зельфиры Трегуловой: синдром отличницы на службе у искусства
Книга обрывается прямо перед кульминацией — вступлением автора в должность директора Третьяковки. Но и до того в жизни Трегуловой было много такого, что заслуживает читательского внимания. А начинает она свою историю с раннего детства
17.05.2024
Автобиография Зельфиры Трегуловой: синдром отличницы на службе у искусства
6
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
Труд Дмитрия Антонова «Нимб и крест: как читать русские иконы» — иллюстрированная энциклопедия, разбирающая сюжеты отечественной иконописи до последней косточки последнего грешника в адском котле
24.05.2024
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
7
Чем плохи выставки-блокбастеры: опыт музеев Амстердама
Выставки, посвященные творчеству Вермеера и покемонам — в Рейксмузеуме и Музее ван Гога, имели в 2023 году огромный успех. Но были и проблемы: и с распределением потоков посетителей, и с персоналом
16.05.2024
Чем плохи выставки-блокбастеры: опыт музеев Амстердама
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+