18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Во Владимире обнаружен дом Ольги Розановой

Специалисты Розановского центра, действующего во Владимире с прошлого года, не исключают возможности консолидации средств на выкуп и реконструкцию дома для устройства в нем образовательного и культурного центра русского авангарда

О находке сообщил на научной конференции «Ольга Розанова: исследования и насущные жизненные вопросы», прошедшей на прошлой неделе во Владимире, сотрудник Государственного архива Владимирской области Алексей Арескин. До сих пор считалось, что дом Розановой не сохранился. Теперь Алексей Арескин готовит документы для заявки на постановку дома под государственную охрану.

Знаменитая авангардистка Ольга Розанова родилась в 1886 году в городе Меленки Владимирской губернии в семье уездного исправника. Она переехала во Владимир в возрасте 12 лет для обучения в гимназии. С 1905 года жила в Москве и Петербурге, но возвращалась во Владимир практически каждое лето и проводила тут по несколько месяцев. Специалисты выявили уже около 30 живописных и графических работ Розановой, на которых запечатлены владимирские реалии. Непосредственно в обнаруженном доме она делала свои совместные с поэтом Алексеем Крученых литографированные книги, ныне хранящиеся в собраниях самых крупных музеев мира.

Дом располагается по адресу ул. Музейная, 10. Музейная относится к кусту бывших Троицких улиц. Этот небольшой район прилегает к Соборной площади — символическому и административному центру исторического ядра Владимира. Во времена Розановой тут располагались не только главные храмы епархии — Успенский и Дмитриевский белокаменные соборы, но и губернские присутственные места. Поэтому Троицкий район был местом, где селились управленцы, военные чины, священники, а также состоятельная интеллигенция: архитекторы, издатели, литераторы, историки, реставраторы. До деда Розановой, священника Василия Орлова, домом владел известный церковный художник Павел Роборовский.

Благодаря изысканиям Алексея Арескина открылась возможность углубить родословную Розановой по материнской линии на семь поколений. Оказалось, например, что среди ее дальних родственников был программный поэт советской оттепели Андрей Вознесенский, представитель российского трансавангарда. Их общему с Розановой дальнему предку Вознесенский посвятил поэму «Андрей Полисадов».

Сегодня дом Розановой жилой площадью около 100 кв. м находится в частной собственности. В нем проживает пять семей, две из них — в ранее нежилых полуподвальных помещениях. При такой плотности заселения жильцы обитают в доме как минимум с 1959 года. С 1992 года им дважды сообщали о готовящемся расселении. Представители Розановского центра, действующего во Владимире с прошлого года, не исключают возможности консолидации средств на выкуп и реконструкцию дома для устройства в нем образовательного и культурного центра русского авангарда.

Из основных направлений деятельности такой потенциальной общественной институции Анна Бражкина, ученый секретарь Розановского центра, называет организацию передвижных межмузейных выставок, проведение научных конференций, создание единой общедоступной базы данных по объектам русского авангарда, реализацию образовательной программы, пленэров и резиденций для молодых художников. Главная проблема в сфере изучения и художественного освоения наследия русского авангарда — рассеянность работ по музеям и частным коллекциям, считают в Розановском центре. Налаживание системного сотрудничества между множеством хранителей и исследователей — насущный вопрос сегодняшнего дня. При подготовке своих ключевых мероприятий, ежегодной выставки и конференции, Розановский центр уже сотрудничает с более чем 20 музеями России.

Самое читаемое:
1
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
2
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
3
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
4
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Посещаемость музеев — это индекс популярности, востребованности, экономической эффективности. За эти позиции российские музейщики так или иначе пытаются бороться, и мы предлагаем посмотреть, что у них получилось в 2023 году
17.05.2024
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
5
Автобиография Зельфиры Трегуловой: синдром отличницы на службе у искусства
Книга обрывается прямо перед кульминацией — вступлением автора в должность директора Третьяковки. Но и до того в жизни Трегуловой было много такого, что заслуживает читательского внимания. А начинает она свою историю с раннего детства
17.05.2024
Автобиография Зельфиры Трегуловой: синдром отличницы на службе у искусства
6
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
Труд Дмитрия Антонова «Нимб и крест: как читать русские иконы» — иллюстрированная энциклопедия, разбирающая сюжеты отечественной иконописи до последней косточки последнего грешника в адском котле
24.05.2024
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
7
Чем плохи выставки-блокбастеры: опыт музеев Амстердама
Выставки, посвященные творчеству Вермеера и покемонам — в Рейксмузеуме и Музее ван Гога, имели в 2023 году огромный успех. Но были и проблемы: и с распределением потоков посетителей, и с персоналом
16.05.2024
Чем плохи выставки-блокбастеры: опыт музеев Амстердама
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+