Сыктывкар: ворота Русского Севера

№91, май 2021
№91
Материал из газеты

В 2021 году Республика Коми отмечает 100-летие своей государственности. Власти полны решимости сделать регион и его столицу привлекательными для искателей культурных впечатлений

Двухэтажный деревянный жилой дом в центре Сыктывкара. Фото: Алексей Гусев/Фотобанк Лори
Двухэтажный деревянный жилой дом в центре Сыктывкара.
Фото: Алексей Гусев/Фотобанк Лори

Поездка на такси из аэропорта Сыктывкара до центра города займет пять минут. Неожиданная удача для «заядлых» урбанистов: здесь есть международный терминал аэропорта, а сам город настолько компактный, что для знакомства с ним не нужен транспорт.

Есть две точки зрения на столицу Республики Коми: одна — что это дитя советского времени, и город в основном состоит из хрущевок и брежневских панелек; другая, если изменить ракурс, — что мы имеем дело с жемчужиной Русского Севера. Сыктывкар, Архангельск и Вологда — форпосты особой цивилизации, сформировавшейся в суровых климатических условиях вдоль торговых путей — рек. В этих землях не было крепостного права, что, очевидно, должно было положительно сказаться на предприимчивости и вольнолюбии местного населения. Но вместе с этим Север много веков был местом ссылок, в XX веке — средоточием системы ГУЛАГа. Именно в Коми умер в 1953 году осужденный на десять лет лагерей искусствовед Николай Пунин. Между свободой и, образно говоря, обреченностью (по крайней мере на долгий зимний холод) и развивается местная культура.

Свято-Стефановский кафедральный собор (собор Стефана Пермского) в Сыктывкаре. Фото: Александр Циликин/Фотобанк Лори
Свято-Стефановский кафедральный собор (собор Стефана Пермского) в Сыктывкаре.
Фото: Александр Циликин/Фотобанк Лори

Свое название Сыктывкар получил в 1930 году, до этого он именовался Усть-Сысольском, по имени полноводной реки, на берегах которой расположен. Императорский ему подарок — генеральный план застройки, как в Петербурге, — сделала в 1783 году Екатерина II. Семь широких улиц веером разошлись из одной точки в излучине Сысолы, их пересекли под прямым углом пять магистралей, образовав городскую сетку. Сейчас в «нулевой точке» — большой Кировский парк с вековыми березами. Регулярная планировка вместе с малоэтажной застройкой придают центру особое очарование.

Подлинные шедевры архитектуры Сыктывкара — двухэтажные деревянные дома. Их отличают простота форм, большие окна на фасаде и, судя по всему, высокие потолки внутри. Проекты типовых домов для провинциальных городов начали разрабатывать в Санкт-Петербурге и директивно рассылать по губерниям еще при Александре I, а строили их вплоть до 1930-х годов.

Национальный музыкальный драматический театр в Сыктывкаре. Фото: Алексей Гусев/Фотобанк Лори
Национальный музыкальный драматический театр в Сыктывкаре.
Фото: Алексей Гусев/Фотобанк Лори

Облик центра во многом сформирован сталинским ампиром, но здесь он в уменьшенном, трех­этажном варианте, отчего имеет почти игрушечный вид. Первый в Сыктывкаре комфортабельный дом с отоплением был построен в 1939 году по проекту Феофании Тентюковой (1902–1981), первого в Коми архитектора-женщины, чью память тут чтут.

Дореволюционных каменных особняков сохранилось немного, в наиболее красивых, вдоль Коммунистической улицы, располагается Национальный музей — отделы этнографии, истории и природы. Самый же роскошный дом — здание бывшего духовного училища — отведен под Национальную галерею Коми.

В планетарном масштабе Республика Коми знаменита гигантским, нетронутым цивилизацией лесным массивом — самым большим в Европе, площадью 33 тыс. кв. км (включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО). В столице этого лесного царства меньше всего ожидаешь увидеть другие виды искусства, помимо этнографического, тем более западноевропейскую живопись XVIII–XIX веков. Своим художественным собранием местная картинная галерея обязана Даниилу Яновичу (1879–1940) — антропологу, этнографу, энтузиасту освоения Севера, репрессированному в эпоху Большого террора. Еще в 1920-е он добился перевода порядка 200 картин из числа национализированных художественных ценностей в Сыктывкар. Так в Национальную галерею попали работы  европейских пейзажистов XIX века, а также «Старик с бородой», предположительно работа венецианца Пьетро Беллотти (1627–1700). Присутствует в музее и русский авангард: ранний натюрморт (1912) Павла Кузнецова, «Беспредметность» (1915–1917) Михаила Матюшина, «Декоративный пейзаж» (1910-е) Константина Истомина и другое.

Шедевры старообрядческого искусства тоже есть, но их не так много, как можно ожидать (ведь именно в северо-восточные земли бежали ревнители старой веры с середины XVII столетия). Коллекция — деревянная скульптура, иконы, книги, литые кресты и складни XVII–XX веков — начала формироваться только в 1980-е годы, ее ядро составил дар этнографа Юрия Гагарина (1931–1980). Старообрядческое искусство перетекает в музеи медленно — это объясняется тем, что традиция жива, молельные дома работают, церковная утварь необходима каждый день. Старообрядческие праздники, например Петровщина (11–12 июля), имеют в Коми размах почти что новогодних торжеств.

Чипсан — народный музыкальный инструмент республики Коми. Фото: Дом-музей И.П.Морозова
Чипсан — народный музыкальный инструмент республики Коми.
Фото: Дом-музей И.П.Морозова

Летом и осенью 2021 года Сыктывкар и другие города Коми ожидает беспрецедентное событие — международная биеннале современного искусства, приуроченная к 100-летию республики. Ее вдохновитель — президент Национальной галереи, известный коллекционер, французский подданный Пьер-Кристиан Броше. В середине лета дюжина топовых contemporary artists из Европы приедут в Республику Коми работать, а в августе сделают итоговую выставку. В преддверии биеннале в Сыктывкаре покажет свою коллекцию известный телеведущий Андрей Малахов.

К слову, коми культура уже сыграла свою роль в становлении нового искусства. В далеком 1889 году местные земли посетил 22-летний студент-юрист Василий Кандинский. Он вспоминал, что ехал на Север как на другую планету. Это путешествие вкупе с другими обстоятельствами подвигло Кандинского сменить профессию и стать художником. Сегодня 200-километровый маршрут Кандинского на восток от Сыктывкара до деревни Керчомъя превращен в экскурсию. По дороге туристам показывают и легендарный Троице-Стефано-Ульяновский монастырь, основанный в 1396 году святителем Стефаном Пермским, крестившим народы коми в православную веру. В самой деревне Керчомъя колоритные, в национальных одеждах девушки поют песни, кормят пирогами и рассказывают о Кандинском как о родственнике. 

Уже сейчас начал работать сайт www.100let.rkomi.ru, на котором публикуется информация о юбилейных мероприятиях к 100-летию республики.  


Музей Морозова. Фото: Национальный музей Республики Коми
Музей Морозова.
Фото: Национальный музей Республики Коми

Музей Морозова

Иван Морозов (1924–1987) — легендарный первый секретарь обкома партии Коми АССР (1965–1987). При нем республика пережила расцвет, население увеличилось до 1,25 млн человек (за последующие 30 лет оно уменьшилось на треть). В 2004-м в центре города построили точную копию деревянного дома родителей Морозова из села Межадор, открыли мемориальную экспозицию и класс для образовательных программ. Музей дает представление о северной избе с ее низкими потолками, небольшими окнами и емким внутренним пространством. 
www.museumkomi.ru 


Этнографический отдел Национального музея. Фото: Национальный музей Республики Коми
Этнографический отдел Национального музея.
Фото: Национальный музей Республики Коми

Этнографический отдел Национального музея

Отдел располагается в бывшем торговом доме братьев Дербеневых (рубеж XIX–XX вв.). Экспозиция «Традиционная культура коми в обрядах жизненного цикла конца XIX — начала XX вв.» дает представление, как вели хозяйство, во что одевались, как выходили замуж, рожали детей, отпевали усопших местные жители. В залах можно увидеть костюмы этнических групп коми, предметы домашнего быта, охотничьего снаряжения, образцы вязания, вышивки и ткачества, богатейшую коллекцию резных и расписных прялок, которые когда-то вдохновили Василия Кандинского.
www.museumkomi.ru


Пожарная каланча. Фото: Михаил Трибой/Фотобанк Лори
Пожарная каланча.
Фото: Михаил Трибой/Фотобанк Лори

Пожарная каланча

Визитная карточка Сыктывкара — пожарная каланча (1907). Нынешний вид она приобрела в 1975-м, когда построили новый гараж для машин, а историческое здание деликатно подправили: башню накрыли шатром с флюгером, фасад покрасили в белый и красный цвета и тем самым подчеркнули его архитектонику, над входом установили куранты, и они до сих пор играют песню композитора Якова Перепелицы о Сыктывкаре. Автором реконструкции стал Альберт Ракин (1939–2020), заслуженный архитектор РФ, построивший в республике более 50 объектов.
www.cultmap.nbrkomi.ru


Маньпупунёр. Фото: Wikipedia Commo
Маньпупунёр.
Фото: Wikipedia Commo

Маньпупунёр

Одно из российских семи чудес света — 30–40-метровые каменные столбы Маньпупунёр, результат выветривания горной породы на высоком плато. Это место силы, священное для народов манси и коми, его статус отдаленно схож с положением Стоунхенджа в Британии. Добираются на перекладных: вначале самолетом, затем автобусом или машиной до поселка Троицко-Печорский. Финальный отрезок можно пролететь на вертолете, сплавиться по реке и пройти пешком по лесу (в этом случае маршрут, пролегающий через перевал Дятлова, растянется на несколько недель).
www.pechora-reserve.ru

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
4
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
5
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
«Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина сняли с Sotheby’s, однако другие работы ушли по £1 млн, включая «Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского, который предварительно был оценен в £280–350 тыс.
30.11.2021
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
6
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
Художник был привлечен к административной ответственности за уличные интервенции. По его словам, проектом «Опрозрачивание» он занимается более десяти лет, но прежде подобных ситуаций не возникало
07.12.2021
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
7
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+