18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Дом, который построил граф

№90
Материал из газеты

Полная история самого большого и, возможно, лучшего шотландского здания эпохи Просвещения

Исследования Хоуптаун-Хауса велись годами, и о нем уже немало написано. Однако в новой монографии сведены вместе все аспекты: история семьи, планировка ландшафта и сада, архитектура дома, интерьеры, включая мебель и убранство помещений, фамильные портреты и в целом коллекция искусства. Каждая глава написана экспертом в своей области — среди авторов можно встретить, например, Джеймса Холлоуэя, экс-директора Национальной портретной галереи, и Кристофа Мартина Фохтгерра, в прошлом директора Собрания Уоллеса, а ныне генерального директора Фонда прусских дворцов и садов. Ведущим автором в разделе архитектуры и одновременно главным действующим лицом в продвижении издания стал Лео Шмидт из Бранденбургского технического университета в немецком Котбусе.

Хоуптаун-Хаус представляет собой величественное строение, возникшее из двух домов. Они поставлены друг к другу задними стенами; оба построены для одного и того же заказчика. Восточная сторона была спроектирована для первого графа Хоуптауна Уильямом Брюсом в 1699 году, это первый в Шотландии пример классической архитектуры, находившейся под влиянием английских образцов периода реставрации Стюартов. Западная построена Уильямом Адамом после 1720 года, и стиль ее уже выглядит театрально-барочным. Обстановка Хоуптаун-Хауса позволяет считать его главным шотландским «улучшенным домом» начала XVIII века.

Эта монография стала образцовым исследованием в своей области, хотя, как коллективная работа, она, пожалуй, лишена сильного авторского голоса. Ее главы освещают историю архитектуры Хоуптаун-Хауса, его окружение и коллекции, хранящиеся в доме. Очерки разнообразны и познавательны, несмотря на то что кое-где обнаруживается хаотичность, свойственная независимым исследованиям.

Члены семьи Хоуптаун, владевшие поместьем, были вигами-протестантами и типичными представителями нового правящего класса, который формировался по обе стороны англо-шотландской границы после «Славной революции» 1688 года. Фамильная коллекция живописи итальянских и фламандских мастеров, а также оте­чественных художников размещается на георгианской половине дома. Она пополнялась каждым поколением начиная с 1700 года, особенно после путешествий по Европе второго и третьего графов Хоуптаунов в середине XVIII века. Правда, впоследствии многие лучшие работы были проданы.

Научный том вышел в немецком издательстве Hirmer. До последнего времени подобная иллюстрированная книга могла быть выпущена британскими издателями (если бы ее поддерживали деньгами американские филантропы), но сейчас мы должны быть благодарны издательству Hirmer за то, что оно смогло заполнить лакуну, возникшую в связи со снижением британских образовательных и культурных стандартов. 

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+