18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Выйти из изоляции

№85
Материал из газеты

Концерн BMW, еще летом объявивший имя нового победителя BMW Art Journey, наконец отправил очередного арт-путешественника в исследовательский тур, а также провел концерт в рамках ежегодного проекта «Опера без границ»

Культурная жизнь всего мира, замершая на время всеобщей самоизоляции и карантина, наконец понемногу возвращается в привычное русло. Автомобильному концерну BMW, который активнее других крупных брендов поддерживает разные культурные инициативы, этот период затишья наверняка дался непросто. По следам коронавирусного кризиса глава культурных коммуникаций BMW Group Томас Гирст в колонке для The Art Newspaper рассказал, как ситуация в мире отразилась на искусстве и бизнесе. Например, что в США работы лишились тысячи музейщиков, деятели искусства в это время стали менее востребованными, а руководители музеев начали применять стратегию спасения, подходящую для среднего бизнеса. При этом Гирст сделал упор на то, что, хотя законы и не обязывают корпорации финансировать искусство, компании и состоятельные люди могут и должны поддерживать культуру, особенно в тяжелые времена; к тому же такая поддержка способна укрепить репутацию бренда и повысить доверие к нему, но здесь «важно действовать, а не заниматься болтовней».

Все эти утверждения BMW подкрепляет делом, не отказываясь от своих долгосрочных проектов даже в непростые времена. К примеру, несмотря на то что гонконгский выпуск ярмарки Art Basel, где по традиции выбирают новых финалистов проекта BMW Art Journey, был полностью переведен в онлайн-формат, конкурсный отбор отменять не стали. Жюри принимало к рассмотрению диджитал-заявки от галерей и художников, обсуждая кандидатуры на онлайн-конференциях. Имя победителя должны были огласить на юбилейной ярмарке в Базеле, но ее, как и декабрьский выпуск в Майами-Бич, организаторы отложили до лучших (то есть бесковидных) времен. Впрочем, способ объявления не умаляет значимости происходящего. Как следует из официального сообщения, новым победителем BMW Art Journey — инициативы, учрежденной BMW Group и ярмаркой современного искусства Art Basel, — стала художница и скульптор из Гонконга Лили Чан.

На суд высокого жюри она представила проект «Приметы времени» (Тokens from Time), для осуществления которого планирует проследить развитие материальной культуры прошлого, настоящего и будущего. С начала сентября и по конец октября 2020 года Лили Чан находится в арт-путешествии. Ее путь пролегает через Великобританию, Германию, Испанию, Италию, Нидерланды и Швейцарию. Художница посещает ремесленные мастерские, чтобы больше узнать о старинных техниках работы с медью и мрамором, и изучает объекты всемирного наследия ЮНЕСКО, включая некоторые из старейших и крупнейших христианских и древнеримских мозаик. В ходе путешествия Лили Чан вступает в диалог с учеными и экспертами, чтобы понять, как в будущем заменить природные материалы синтетическими аналогами. Исследуя традиционные материалы и их нано- и биотехнологические альтернативы, она рассмотрит развивающиеся отношения между людьми и ресурсами и в свойственной ее творчеству манере затронет острые темы, связанные с экологической и культурной устойчивостью.

«Живя в Гонконге под ограничениями, связанными с COVID-19, люди привыкли, что касаться чего-либо вне дома просто нельзя. Такая жизнь в течение многих месяцев сделала меня сверхчувствительной к моему новому окружению. Наблюдая за движениями мастеров, прикасаясь к их изношенным инструментам, держа в руках материалы, я будто впитываю их энергетику», — вдохновенно рассказывает художница о первых днях исследовательского тура.

Из-за пандемии Лили Чан изменила исходные планы и начала свое путешествие с Европы. Другие направления, в числе которых Япония и Мексика, были отложены, и дальнейший ее маршрут зависит от развития ситуации в мире. Как говорят в BMW, все поездки художницы по Европе будут тщательно контролироваться и корректироваться в соответствии с последними директивами и правилами.

Другой крупный проект, «Опера без границ», который проходит при постоянной поддержке BMW Group, тоже был под угрозой отмены, но все же состоялся на радость зрителям и организаторам. Концерт под открытым небом собрал тысячи поклонников классической музыки на площади Бебель-плац перед зданием Берлинской государственной оперы на Унтер-ден-Линден. Живое выступление артистов и Государственной капеллы Берлина под руководством Даниеля Баренбойма стало знаком признательности всем, кто помогал бороться с пандемией коронавируса, и было приурочено сразу к двум важным датам: 250-летию Людвига ван Бетховена и 450-летию Государственной капеллы. В честь двойного юбилея были исполнены два романса для скрипки (соло — Анне-Софи Муттер), увертюра «Эгмонт» и ода «К радости» из Симфонии № 9 Бетховена. В качестве благодарности за неоценимую поддержку часть билетов была зарезервирована для работников таких важных секторов, как здравоохранение, торговля и логистика. Остальные билеты закончились в считаные минуты. Благодаря подразделению BMW Berlin вход на концерт снова был бесплатным для всех желающих, количество которых, к сожалению, пришлось сильно снизить по сравнению с прошлым годом: следуя инструкциям по безопасности, число мест сократили до 2 тыс.

Партнерский материал

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+