18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Павлу Никонову — 90!

Третьяковка 27 сентября откроет выставку «Никоновы. Три художника». По случаю юбилея Павла Никонова мы поговорили с его учениками и узнали о любимой фразе мастера и о том, что значит «подложить под себя динамит»

«Повезло пацану!» — этими словами Бродского хочется выразить Павлу Федоровичу Никонову, 30 мая отметившему 90-летие, искреннюю и горячую… зависть. Один шанс на миллион — дожить до такой круглой даты и сохранить не только здоровье, но и абсолютную ясность ума, живой инициативный характер, быть в потрясающей физической форме (посмотрите на YouTube, как он косит!), уметь дружить и счастливо состояться как в собственном творчестве — а легендарный шестидесятник, один из основоположников «сурового стиля», автор культовой картины «Геологи» (1962) имеет, кажется, все звания и награды, какие только может иметь художник в России (он академик РАХ, народный художник РФ, лауреат Государственной премии и проч.), — так в своих многочисленных учениках.

Никонов преподавал в Суриковском институте, да и сейчас приходит на ректорские показы. Молодое поколение художников — те, кому сегодня 30–40 лет, — говорит о нем с восторгом. Он — настоящий, не карьерист, любит искусство больше, чем себя, понимает художественное качество, искренне восхищается талантами и готов поддержать любую художественную инициативу, если видит в ней зерно правды.

Мария Суворова

Когда я его поздравляла, он был в мастерской. Весь карантин провел не на даче, а в Москве. Говорит, что был счастлив: целых три месяца не надо было отвлекаться на официальные заседания, заперся в мастерской и в удовольствие работал.

В Суриковском институте я у него училась последний год, на пятом курсе. Он пришел в институт преподавать не один, а с двумя друзьями — Евгением Вахтанговым и Юрием Шишковым. Вахтангов был человеком экспрессивным, Юрий Алексеевич, наоборот, неторопливым и вдумчивым, ну и Никонов — как мушкетер, с мгновенной реакцией на все. Они друг друга отлично дополняли — тонкие, деликатные, яркие.

С этим годом связаны какие-то важные для меня открытия в живописи. Я долго писала постановки моделей — получалось добротно, но скучновато. А Никонов посоветовал это все пролессировать. И — чудо! — все сложилось.

Один раз в середине 2000-х мои работы завернули с выставки. Серия называлась «Гламур». На картине Red Stars были изображены слегка одетые девушки на фоне кремлевских башен. Большой формат, бодрая, если не сказать агрессивная живопись. Устроители замахали руками: «Не пойдет!» Никонов подбодрил меня: дескать, не унывай, наоборот, гордись. А потом Московский союз художников вынес специальное решение, подтверждающее художественную ценность работы и осуждающее цензуру. Картину показали на другой выставке. Хотя, казалось бы, где его «Геологи», его любимые деревенские пейзажи — и где мои гламурные девушки!

Евгения Буравлева

О методах работы Никонова со студентами можно говорить бесконечно. Например, как он проводил первое занятие. Говорил, что он не педагог и единственное, что в его силах, — поделиться своим профессиональным опытом, возможно ошибочным.

К преподаванию он подходил ответственно, в институте бывал три раза в неделю (невероятно часто для профессора), просматривал все наши работы за семестр, чтобы видеть прогресс.

Я помню одно занятие, очередной сеанс работы с постановкой, тоскливый, когда я потеряла последнюю идею, зачем, собственно, все это пишу. Никонов долго стоял на расстоянии позади меня и наблюдал, как я перемешиваю на палитре мутную фузу, чтобы снова перекрасить кусок фона или тела. В конце концов его нервы не выдержали, и он закричал мне из угла: «Буравлева, хватит смешивать на палитре! Берите чистую краску и смешивайте прямо на холсте!» Не скажу, что это кардинально и сразу изменило мою работу, но тогда я решила, что человек не должен испытывать такую ярость от… уныния, глядя на мои картины. И да, теперь я почти ничего не смешиваю на палитре.

Егор Плотников

Павел Федорович Никонов — один из самых увлеченных людей, каких я встречал. Его, как ребенка, может заинтересовать все что угодно, будь то произведение искусства, явление природы или событие из жизни. И это заражает.

Пятнадцать лет назад, зимой, мы студенческой компанией вместе с Павлом Федоровичем и его женой поехали на выставку Павла Отдельнова в Нижний Новгород. Никонов был в восторге от того, что он окажется в городе, где был последний раз на студенческой практике 50 лет тому назад.

После открытия выставки и гостеприимного застолья в мастерских у нижегородских художников, когда силы у всех были уже на исходе, Никонов предложил пойти гулять по морозному ночному городу. И вскоре на одной из улиц в центре мы обнаружили заброшенный старинный особняк, из которого валил густой дым. Мы вызвали пожарных, и когда они приехали и занялись тушением уже порядочно горевшего дома, то больше мы смотрели не на их работу, а на то, с каким восторгом за всем происходящим наблюдал наш профессор. «Это было потрясающе!» (любимое выражение Никонова). А мне вспоминались его «пожары», перед которыми сам становишься участником происходящего. «Вика, мы спасли Нижний Новгород от полнейшего выгорания!» — было доложено, когда мы добрались до дома. Прошло много лет, но неуемной энергией и интересом к жизни наш учитель по-прежнему продолжает заряжать нас и всех, кто оказывается рядом.

Павел Отдельнов

Мастерская Павла Никонова в Суриковском институте была меньше всего похожа на академическую. Может быть, поэтому и преподавал он совсем недолго, с осени 1999 до весны 2006 года. Мне повезло попасть в самый первый его набор и все шесть институтских лет у него учиться.

Всегда энергичный и собранный, Никонов приходил в мастерскую как вихрь, его кипучая энергия приводила в движение все вокруг. Он никогда не пользовался институтским лифтом и ругал нас за то, что мы пользовались лифтом в 12-этажном общежитии. В мастерской важно было ставить в каждой постановке новые задачи, к которым Никонов призывал подходить очень решительно: «Подложи под себя динамит!» Мы меняли форматы, изучали разные материалы, в том числе монументальные, пробовали разные выразительные средства.

Никонов всегда поддерживал творческий эксперимент, любую мысль важно было проверить на практике. Он ставил нам натюрморты из тех же предметов, которые сам писал у себя в мастерской, говорил с нами о тех же проблемах, которые решал в своих работах. Обязательно обсуждал с нами проходящие выставки и очень возмущался, если выяснялось, что никто еще не успел их посмотреть. «Кто был на выставке „Амазонки авангарда“? Никто? Ну, мать честная, вы даете! Собирайтесь, идем прямо сейчас!» Мы отпускали моделей и всей группой шли смотреть и обсуждать важную выставку.

Никонов уважал индивидуальность каждого ученика — я не помню, чтобы он брал кисть с краской и что-то кому-то правил. Он очень не хотел сделать из нас своих адептов. Может быть, именно поэтому мы никогда не были в его мастерской и не видели его за работой. Никонов относился к своим студентам как к равным. Он всегда поддерживал в желании сделать по-своему, считал это самым важным: «Правильно! Не слушай никого. Пошли всех пошли на …!» К нему всегда приходили учащиеся из других мастерских и показывали свои работы.

Он старался помогать молодым художникам и после окончания института, помогал получить мастерские от Союза художников. И потом, несмотря на солидный возраст, находил время и силы приехать в эти мастерские, чтобы посмотреть работы и обсудить творческий процесс.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+