18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

«Словно я создаю декорации»

№82
Материал из газеты

Французский художник Александр Бенжамен Наве рассказал о том, как оформил московский бутик Van Cleef & Arpel

Как, когда и почему Дом Van Cleef & Arpels предложил вам стать автором этого проекта?

С командой и представителями Дома мы познакомились три года назад, когда я получил специальный приз Van Cleef & Arpels в рамках конкурса дизайна Design Parade в Тулоне, а год назад меня пригласили обсудить возможность совместного проекта. Забавно, что в самом начале наших дискуссий мне сказали: «А давай ты нарисуешь в своих вазах цветы!» Потому что, если вы видели мои работы, в них довольно часто встречаются вазы, но без цветов, о чем меня, кстати, нередко спрашивают. Благодаря Van Cleef & Arpels мне удалось открыть для себя новую тему: я впервые в жизни рисовал цветы. В этом проекте у меня вообще много первого: первая коллаборация с ювелирным брендом, первый опыт оформления бутика, первые изображения цветов, первый раз в Москве.

Сколько времени ушло на осуществление проекта?

Эта работа была многосоставной и многоуровневой. Что-то готовилось одновременно, какие-то вещи появлялись друг за другом, все было взаимосвязано. Главная часть — это витрины, потом дизайн интерьеров, а затем уже все дополнительные элементы. Но, можно сказать, начиная с первых обсуждений, подготовка заняла весь прошлый год. Поскольку это не просто заказ — сделать так и никак иначе, — а все-таки коллаборация, то в постоянном диалоге с брендом у нас рождались идеальные решения. Должен отметить, мне давали много свободы и простора для творчества.

Почему основным мотивом в оформлении стали именно цветы?

Главная тема вовсе не цветы, как может показаться, а весна, когда природа оживает и мир наполняется цветом. Хотя, конечно, мотив цветов — это одна из основ в дизайне Van Cleef & Arpels, и в этом проекте они тоже везде. Но главное все же не они, главное — цвет. Мне очень повезло: у меня был доступ к архивам Дома в Париже, я смог углубиться в историю украшений, изучить тему цвета в них. Я даже смог побывать в мастерской и своими глазами увидеть, как рождается высокое ювелирное искусство. Яркие, блистающие драгоценные камни — очень мощное вдохновение. Вообще, все в этом проекте соединилось удачно: мои вазы, цветы Van Cleef & Arpels и весна.

Как вы считаете, сочетается ли ваш довольно легкий стиль с точным и аккуратным ювелирным искусством?

Это очень хороший вопрос. Нужно понимать, что моя первая специальность — архитектурный дизайн, очень точное направление, требующее 100%-ного внимания даже к незначительным деталям. Так же, как того требует ювелирное искусство. Благодаря этому я могу с легкостью играть с этой темой, как раз отходя от стерильной точности, создавать диалог между безупречными ювелирными произведениями и импульсивной творческой мыслью. Понимаете, ювелирный бутик — это место, где человек чувствует себя в безопасности, при этом вокруг все идеально, чисто, безукоризненно, неподвижно. Этот проект с Van Cleef & Arpels дал мне возможность создать нечто совершенно необычное с точки зрения декора подобного пространства, нечто живое. Мне кажется, нам удалось построить что-то общее, с одной темой, с тем же поэтичным отношением и вдохновением природой, несмотря на то что мастера Дома воплощают все это в украшениях, а я — в рисунках. И если честно, у меня было чувство, словно я создаю декорации для театрального представления с украшениями в главной роли. Здесь тоже очень важно, что для разных элементов я использовал разные техники. Для декора витрин — карандаш, потому что рисунки должны быть нежными, но при этом четкими из-за небольшого формата, для интерьера — пастель, добиваясь ощущения объема и видимости фактуры, чтобы человек оказывался будто бы внутри моего скетчбука с набросками. 

Оформление витрин и стен бутика — вполне понятное решение, а как появились все эти ковры, подушки, вазы и прочее?

Что приятно в работе с Van Cleef & Arpels, так это непрекращающееся взаимодействие. Мы начинали с эскизов витрин, потом стенных панелей, появлялись первые результаты, которые давали развитие чему-то еще. Как все те же цветы, которые раскрываются постепенно, лепесток за лепестком, так и у нас одна за другой возникали все новые идеи. Сначала ковры, которые были созданы эксклюзивно именно для бутика в Петровском пассаже, потом подушки-кушоны, за ними — вазы и несколько моих картин в пространстве. Это удивительная привилегия, когда такой крупный и серьезный бренд идет тебе навстречу, с энтузиазмом соглашаясь на все твои предложения. Из мелочей и складывается полная картина. В то же время эти детали неожиданны, а потому привлекают внимание.

Этот бутик Van Cleef & Arpels будет единственным или ваше оформление появится и в других брендовых точках?

Я очень рад, что проект станет международным. Но самое важное — это не будет копированием, когда берется единый дизайн и повторяется везде. В течение года мы будем работать над оформлением еще нескольких избранных бутиков в разных точках мира, и у каждого будет своя концепция. Москва — это только начало, впереди у нас большой ювелирно-художественный тур. 

А если говорить о вашем творчестве в целом, кто вдохновил вас рисовать или, может быть, повлиял на ваш необычный стиль?

Для меня это сложный вопрос. Я не раз слышал, что в моих работах люди видят параллели с импрессионистами… Не хочу сравнивать себя с великими, но, пожалуй, скажу, что мне очень близок Анри Матисс, его цвет, техника. В юности у меня был альбом с его работами, я часами мог их рассматривать. Конечно, у меня можно найти похожие формы, оттенки, мотивы — Матисса ли или других авторов. Но, мне кажется, в этом и есть суть творчества: мы вдохновляемся другими художниками, делим с ними одно целое, но создаем что-то совершенно новое. 

Новости партнеров

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+