Ударные работы в «Ударнике». Премия Кандинского вновь заставляет соревноваться художников, а также теоретиков совриска

Courtesy Галерея «Риджина»
Courtesy Галерея «Риджина»

Крупнейшая независимая премия в области современного искусства России — Премия Кандинского — в этом году вручается уже в восьмой раз, и в третий — в стенах бывшего кинотеатра «Ударник». Премия учреждена в 2007 году Шалвой Бреусом, коллекционером и главой Международного культурного фонда BREUS Foundation (до 2013 года — Культурный фонд «АртХроника»), для поддержки российского актуального искусства, а также его продвижения на международной арене.

Традиционная выставка номинантов на этот раз длится два с лишним месяца, так что шансов определить своего фаворита у публики больше. Экспозиция на совести независимого куратора, арт-критика Антонио Джеузы и архитектора Константина Ларина.

Отбор претендентов проходит в три тура. Жюри и экспертный совет — в них входят доктор искусствоведения Екатерина Бобринская, директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак, директор МАММ Ольга Свиблова, независимый куратор Дэвид Торп, исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели и другие (в жюри 7 человек, в экспертном совете — 11), — выбрали сначала 30 номинантов. Из них 15 художников или арт-групп будут соревноваться за звание автора «Проекта года» , а 10 — за приз «Молодой художник. Проект года». После вернисажа пройдет второй тур голосования, результаты которого объявят в конце сентября — начале октября. Это уже шорт-лист премии, а финальный третий тур и торжественная церемония награждения лауреатов состоится 11 декабря.

Нынешний год для премии пройдет в обновленном ключе. Во-первых, стало больше номинантов, поскольку несколько конкурсантов набрали одинаковое количество баллов. И во-вторых, с этого года появилась еще одна номинация — «Научная работа. История и теория современного искусства» (5 участников). Победитель сможет издать свой труд в рамках издательской программы BREUS на русском или английском языке. «Премия находится в постоянном развитии, реагируя на изменения в художественном процессе. Нам кажется важным в настоящий момент поддержать академическую науку в области современного искусства. Это то, что требуется сегодня», — комментирует новую номинацию Шалва Бреус. У нее свое отдельно жюри, куда входят кандидат искусствоведения Екатерина Андреева, Екатерина Бобринская, кандидат искусствоведения Екатерина Вязова, кандидат философских наук Елена Петровская, доктор искусствоведения Андрей Толстой.

В разные годы лауреатами премии в главной номинации становились художники AEС + Ф и Гриша Брускин, Юрий Альберт, Алексей Беляев-Гинтовт, Александр Бродский, Вадим Захаров, Ирина Нахова, Анатолий Осмоловский. В этом году из 18 художников в номинации «Проект года» надо отметить трех, с нашей точки зрения, явных фаворитов. Это Ирина Корина (проект Припев), Евгений Антуфьев (проект Двенадцать, дерево, дельфин, нож, чаша, маска, кристалл, кость и мрамор: слияние. Исследование материалов) и Павел Пепперштейн с проектом Святая политика.

Интересно также, как будет экспонирована видео-инсталляция группы «Синий суп». В арт-сообществе
бытует мнение, что часто от того, как выставлена работа, зависит и окончательное решение жюри. В номинации «Молодой художник. Проект года» тоже есть свои фавориты: работающая с видео Антонина Баевер и уже знаменитый своими уличными историями стрит-артист из Екатеринбурга Тимофей Радя. Заметна поддержка молодых московской галереей «Триумф». Около половины художников так или иначе с ней сотрудничают. Примечательно и то, что в этом году екатеринбуржцам дан карт-бланш: группа «Куда бегут собаки» представлена аж три раза в номинации «Проект года» тремя работами, Тимофей Радя — двумя произведениями в «Молодом художнике». Какой-то приз должен уехать в Екатеринбург.
Кинотеатр «Ударник»
Выставка номинантов Премии Кандинского

Москва
18 сентября – 30 ноября

Самое читаемое:
1
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
31.10.2022
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
2
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
3
Арт-вандализм в эпоху хайпа
Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?
31.10.2022
Арт-вандализм в эпоху хайпа
4
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
5
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
6
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
7
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+