18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Деревянный храм памяти императора прошел курс лечения

№77, октябрь 2019
№77
Материал из газеты

В Лахте, историческом пригороде Петербурга, завершена реставрация церкви Святого апостола Петра. Памятнику 125-летней давности возвращен первоначальный вид

Церковь Апостола Петра в Лахте. Фото: КГИОП
Церковь Апостола Петра в Лахте.
Фото: КГИОП

Небольшая деревянная церковь в Лахте на берегу Финского залива почти не видна с трассы, ведущей в сторону Карельского перешейка. Между тем место, где она расположена, и история ее создания тесно связаны с именем первого российского императора и строительством Петербурга. В советские годы церковь была перестроена до неузнаваемости. 

«Самое главное — что сейчас храму возвращен первоначальный вид, в котором он задумывался и просуществовал до 1937 года, — рассказал корреспонденту The Art Newspaper Russia Сергей Макаров, председатель петербургского Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. — Наши специалисты еще с 2013 года искали архивные материалы, обсуждали проекты. Реальная реставрация началась лишь в 2017 году, благодаря спонсорам. И что особенно важно, удалось сохранить почти 80% подлинного деревянного сруба». 

Реставрация Церкви Апостола Петра в Лахте завершена к 125-летию храма. Фото: КГИОП
Реставрация Церкви Апостола Петра в Лахте завершена к 125-летию храма.
Фото: КГИОП

Поселок Лахта на берегу Финского залива известен с XVI века. В начале следующего столетия Петр I построил тут усадьбу Ближние Дубки. В ноябре 1724 года император спас здесь моряков с тонущего судна, после чего тяжело заболел и через три месяца умер. В 1893 году в память об этом событии по инициативе семьи Стенбок-Фермон, владельцев Лахты, была заложена церковь во имя Святого апостола Петра, которая открылась уже через год. Проект разработали архитектор Василий Шауб и его сын Василий Шауб-младший. Росписью храма руководил Адольф Шарлемань. Внутреннее убранство церкви создавалось по аналогии с другими храмами, посвященными святому Петру, — Исаакиевским собором и усыпальницей в Петропавловской крепости. В 1937 году с церкви сняли купола и главки, сделали к ней кирпичную пристройку и открыли в здании кинотеатр. 

«Когда мы пришли сюда, здание было в очень тяжелом состоянии, — сообщил Алексей Распопов, директор по производству и реставрации ООО «ПСБ „ЖилСтрой“», генерального подрядчика. — Особенно пострадал деревянный сруб в месте соединения с кирпичной пристройкой, где бревна практически сгнили. Позднейшую пристройку удалили, деревянную стену усилили и воссоздали парадное крыльцо в соответствии с сохранившимися эскизами и фотографиями. Удалось обнаружить и восстановить исторический цвет здания — желтую охру». 

Церковь Апостола Петра в Лахте. Фото: КГИОП
Церковь Апостола Петра в Лахте.
Фото: КГИОП

Довольно много времени ушло на работу с крышей. Реставраторы нарастили помещение хоров, сделали звонницу, подняли шатровую часть, соорудили барабан и главку. При разборе кровли постарались сохранить исторический «пирог» — многослойное утепление крыши, оставшееся с конца XIX века. 

Особой своей заслугой реставраторы считают работу с деревянным корпусом церкви. «При восстановлении старых деревянных построек нередко их просто раскатывают и делают все заново, а мы сохранили максимум подлинного дерева, — подчеркнул Алексей Распопов. — Осторожно удаляли сгнившие участки, вставляли пломбы из другого дерева, ровесника тому, что мы восстанавливаем. Отдельные бревна вынимали из сруба, лечили и вставляли обратно. Буквально санировали сруб. В нашей компании коллектив довольно молодой, амбициозный, все болеют за каждый подлинный участок объекта». 
Церковь Святого апостола Петра в Лахте — пример одной из немногих удачных реставраций исторических деревянных сооружений в Петербурге. Сейчас здание полностью восстановлено и уже открыто как действующий храм.  

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
В переписке знаменитой английской писательницы с сестрой Кассандрой раскрываются ее вкусы в одежде и навыки повседневной экономии. Историк моды Хилари Дэвидсон на основе этих писем разворачивает картину женской жизни в конце XVIII — начале XIX века
17.11.2023
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+