Деревянный храм памяти императора прошел курс лечения

№77, октябрь 2019
№77
Материал из газеты

В Лахте, историческом пригороде Петербурга, завершена реставрация церкви Святого апостола Петра. Памятнику 125-летней давности возвращен первоначальный вид

Церковь Апостола Петра в Лахте. Фото: КГИОП
Церковь Апостола Петра в Лахте.
Фото: КГИОП

Небольшая деревянная церковь в Лахте на берегу Финского залива почти не видна с трассы, ведущей в сторону Карельского перешейка. Между тем место, где она расположена, и история ее создания тесно связаны с именем первого российского императора и строительством Петербурга. В советские годы церковь была перестроена до неузнаваемости. 

«Самое главное — что сейчас храму возвращен первоначальный вид, в котором он задумывался и просуществовал до 1937 года, — рассказал корреспонденту The Art Newspaper Russia Сергей Макаров, председатель петербургского Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. — Наши специалисты еще с 2013 года искали архивные материалы, обсуждали проекты. Реальная реставрация началась лишь в 2017 году, благодаря спонсорам. И что особенно важно, удалось сохранить почти 80% подлинного деревянного сруба». 

Реставрация Церкви Апостола Петра в Лахте завершена к 125-летию храма. Фото: КГИОП
Реставрация Церкви Апостола Петра в Лахте завершена к 125-летию храма.
Фото: КГИОП

Поселок Лахта на берегу Финского залива известен с XVI века. В начале следующего столетия Петр I построил тут усадьбу Ближние Дубки. В ноябре 1724 года император спас здесь моряков с тонущего судна, после чего тяжело заболел и через три месяца умер. В 1893 году в память об этом событии по инициативе семьи Стенбок-Фермон, владельцев Лахты, была заложена церковь во имя Святого апостола Петра, которая открылась уже через год. Проект разработали архитектор Василий Шауб и его сын Василий Шауб-младший. Росписью храма руководил Адольф Шарлемань. Внутреннее убранство церкви создавалось по аналогии с другими храмами, посвященными святому Петру, — Исаакиевским собором и усыпальницей в Петропавловской крепости. В 1937 году с церкви сняли купола и главки, сделали к ней кирпичную пристройку и открыли в здании кинотеатр. 

«Когда мы пришли сюда, здание было в очень тяжелом состоянии, — сообщил Алексей Распопов, директор по производству и реставрации ООО «ПСБ „ЖилСтрой“», генерального подрядчика. — Особенно пострадал деревянный сруб в месте соединения с кирпичной пристройкой, где бревна практически сгнили. Позднейшую пристройку удалили, деревянную стену усилили и воссоздали парадное крыльцо в соответствии с сохранившимися эскизами и фотографиями. Удалось обнаружить и восстановить исторический цвет здания — желтую охру». 

Церковь Апостола Петра в Лахте. Фото: КГИОП
Церковь Апостола Петра в Лахте.
Фото: КГИОП

Довольно много времени ушло на работу с крышей. Реставраторы нарастили помещение хоров, сделали звонницу, подняли шатровую часть, соорудили барабан и главку. При разборе кровли постарались сохранить исторический «пирог» — многослойное утепление крыши, оставшееся с конца XIX века. 

Особой своей заслугой реставраторы считают работу с деревянным корпусом церкви. «При восстановлении старых деревянных построек нередко их просто раскатывают и делают все заново, а мы сохранили максимум подлинного дерева, — подчеркнул Алексей Распопов. — Осторожно удаляли сгнившие участки, вставляли пломбы из другого дерева, ровесника тому, что мы восстанавливаем. Отдельные бревна вынимали из сруба, лечили и вставляли обратно. Буквально санировали сруб. В нашей компании коллектив довольно молодой, амбициозный, все болеют за каждый подлинный участок объекта». 
Церковь Святого апостола Петра в Лахте — пример одной из немногих удачных реставраций исторических деревянных сооружений в Петербурге. Сейчас здание полностью восстановлено и уже открыто как действующий храм.  

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
3
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
4
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
Имя Генриха Шлимана окружено мифами почти так же плотно, как история города, поискам которого он посвятил всю жизнь. Его юбилей отмечают во всем мире
12.01.2023
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
7
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Концерн LVMH, привлекший к сотрудничеству над коллекцией для Louis Vuitton Яёи Кусаму, стилизовал магазины бренда под миры японской художницы
10.01.2023
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+