18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Vitra — территория дизайна и заповедник мировой архитектуры

№74
Материал из газеты

На территории знаменитой компании Vitra, в 15 минутах езды от Базеля, расположен уникальный музей авторской архитектуры под открытым небом

Идея собирать авторскую архитектуру владеет умами многих предпринимателей и миллиардеров. Одним из самых интересных ее воплощений на сегодняшний день является кампус швейцарской мебельной компании Vitra, который в течение 40 лет пополняется постройками знаменитых архитекторов. Эта коллекция под открытым небом выглядит настоящим справочником по первым именам. На относительно небольшой площади (точные размеры кампуса держат в секрете) соседствуют архитектурные опусы Тадао Андо, Николаса Гримшоу, Алвару Сизы, Захи Хадид, японского бюро SANAA и, конечно, швейцарских звезд Жака Херцога и Пьера де Мерона. 

История строительства кампуса увлекательна и даже драматична. На территории немецкого города Вайль-на-Рейне — тут нет ничего удивительного, ведь от швейцарского Базеля до немецкого Вайля всего несколько автобусных остановок, а содержать фабрику на немецкой земле значительно дешевле — Vitra обосновалась в начале 1950-х годов. Основатели фабрики Вилли Фельбаум и его жена Эрика из послевоенного поколения предпринимателей-интеллектуалов были по-настоящему увлечены дизайном и сумели поставить производство офисной и домашней мебели на крепкие коммерческие рельсы. На фабрике помнят, как в 1953 году Вилли Фельбаум в Нью-Йорке в витрине магазина увидел стул Чарльза и Рэй Имз из гнутой фанеры и понял, что ему необходимо производить и продавать такие предметы в Европе. 

Получив права на производство и продажу по лицензии предметов американского дизайна, Фельбаум начал приглашать к сотрудничеству и европейцев, зачастую доводя до ума эффектные, но заковыристые проекты. Так, после девяти лет совершенствования технологии в производство был запущен консольный стул из цельного куска пластика датчанина Вернера Пантона Panton Chair, один из самых подделываемых предметов ХХ века.

Первые в кампусе здания появились в 1950-х. Фабрика росла, развивалась, и все бы в архитектурном отношении шло вполне заурядно, если бы в 1981 году не случился пожар. Огонь уничтожил 60% построек. Решение о том, как восстанавливать кампус, принимал наследник бизнеса, сын Вилли и Эрики, нынешний президент компании Рольф Фельбаум. Именно ему пришла в голову блестящая идея пригласить к проектированию функциональных фабричных зданий выдающихся архитекторов. Вкус у Рольфа Фельбаума безупречный, ведь пять архитекторов, впоследствии получивших престижную Прицкеровскую премию, именно здесь построили свои первые здания в Европе. Чтобы реализации мощных индивидуальностей выглядели ансамблем, британскому архитектору Николасу Гримшоу было поручено разработать генеральный план застройки, которого в целом придерживаются до сих пор. 

Сегодня, помимо специально возведенных зданий, кампус украшают и выкупленные архитектурные миниатюры. Посреди сада красуется культовый геодезический купол Ричарда Бакминстера Фуллера (запатентованная в 1954 году технология принесла Фуллеру мировую славу; конкретную конструкцию привезли в сюда в 2000 году, до этого в течение 20 лет она служила павильоном для продажи автомобилей в Детройте). Любители 1950-х ценят и сборно-разборный шедевр Жана Пруве — его легкая «Заправочная станция» с аутентичной оранжево-зеленой раскраской демонтирована и перевезена в 2003 году из Франции. Гости кампуса любят крошечный экологичный домик «Диоген», придуманный итальянским архитектором Ренцо Пьяно, и автобусную остановку дизайнера Джаспера Моррисона, еще в 1990-х проектировавшего мебель для Vitra. Остановка Моррисона даже не принадлежит территории кампуса, но стальная минималистическая конструкция со стеклянной стеной, сквозь которую видны виноградники ближайшей деревни Отлинген, — настоящий шедевр. 

Конечно, особая история того, почему кампус знают на всех континентах, связана с Музеем дизайна Vitra. Сам музей, выросший из частной коллекции друга и единомышленника Рольфа Фельбаума, одного из первых собирателей дизайна ХХ века, родовитого Александра фон Вегезака, изначально был придуман именно как музей дизайна, а не музей компании — таково было условие передачи культовых модернистских стульев и светильников, прототипов и прочих ценных раритетов. Кураторы музея умеют сочетать нетривиальные идеи выставок с почти идеальным воплощением. Созданные ими выставочные проекты вроде «Сути вещей» или «100 стульев» гастролируют по всему миру. А здание музея в 1989 году спроектировал тогда еще малоизвестный в Европе Фрэнк Гери. Считается, что смотрящие в разные стороны деконструктивистские волны были чем-то вроде генеральной репетиции перед постройкой титановой бури здания Музея Гуггенхайма в Бильбао.

Каждое лето в дни работы ярмарки Art Basel в кампусе проходит традиционная летняя вечеринка Vitra. Сюда съезжаются знаменитые архитекторы, дизайнеры, коллекционеры и поклонники дизайна. И каждый год их ждет сюрприз — новое здание, новая коллекция, перформанс, дефиле или что-то совсем невероятное. В этом году Vitra анонсировала сенсационную коллаборацию с fashion-брендом. Так что на фоне авторской архитектуры будет много моды и 5 тыс. стильных гостей. В Вайле-на-Рейне с нетерпением ждут приезда Вирджила Абло, Фаррелла Уильямса и других икон поколения миллениалов. 

Специальное приложение Art Basel к The Art Newspaper Russia N 74 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+