18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рисунок самосохранения Петра Митурича

№67
Материал из газеты

В книге о Митуриче много текстов, но работы художника рассказывают о его судьбе лучше

Этот альбом — полноценная монография, основательный ученый труд, в котором собраны картины и рисунки Петра Митурича, его подробная биография, статьи искусствоведов о его работах, а также воспоминания друзей и учеников художника. Но благодаря составителю Сергею Митуричу, внуку героя книги, ее можно назвать лирической — настолько нежно и трепетно, с любовью и глубоким уважением написал он вступительный биографический очерк, а также подобрал мемуары. 

Судьбу Петра Митурича, как и его сверстников, родившихся в России, а живших и работавших в Советском Союзе, счастливой счесть сложно. А творческую — иначе как драматической и не назовешь. Дворянский сын, не окончивший кадетский корпус, студент Академии художеств и преподаватель Вхутемаса, он начинал как приверженец русского авангарда, отечественной версии модернизма, но под влиянием всем известных внешних обстоятельств окончил жизнь художником традиционным, хотя формальных опытов не оставлял.

В приведенных в книге искусствоведческих статьях упоминается и о его верности натуре — природе, и о непрекращающемся стремлении понять суть, философию и смысл изобразительного творчества. И если в работах 1920-х годов, особенно в оформлении книг Велимира Хлебникова, смелость авангардных художественных решений бросается в глаза, то в поздних, почти медитативных черно-белых рисунках ее, этой смелости, не тренированным в понимании искусства глазом и не заметишь. 

Художественное наследие Митурича, как написала Елена Жукова, «составляют несколько сотен натурных рисунков, около тридцати произведений масляной живописи, оформленные им книги и иллюстрации для журналов, пространственные конструкции и графические вариации, навеянные поэзией и философией Хлебникова. Кроме того, существуют модели и проекты его технических изобретений». Небольшое, надо сказать, наследие для художника, прожившего 69 лет. Но он много своих работ уничтожил, посчитав их неудачей, а в изобретательство, действительно неудачное, ушел как в параллельный мир, идеологической связи с миром реальным не имеющий.

В книге более 200 иллюстраций. Безусловно, большое удовольствие — рассматривать их, но и грустно — следить за тем, как энергия и фонтанирующая фантазия уступают место скупости выразительных средств и глубокой печали. Однако в истории русского искусства Петр Митурич остался художником не только талантливым и умным, но еще и честным. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+