18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Почему я еще не самый дорогой?» Денис Белькевич отвечает художникам. Пример 12. Невидимый фронт Manifesta. Часть 2

Что делать начинающему художнику, чтобы его стоимость неуклонно росла? Как мэтру российского рынка войти в круг лидеров продаж не только в нетрезвой компании на вечеринках Miami Art Basel? Что понимать под стоимостью искусства и как она устанавливается? Еженедельно мы будем брать для разбора российских художников, как признанных, так и молодых, и стараться понять причины их текущего положения на рынке.

Сразу определим правила игры. Мы просветим карьеру художника на предмет составляющих его рыночной стоимости: ступень развития карьеры, наличие работ в значимых частных коллекциях и публичных музеях, информационная активность (наличие интернет-сайта, блогов и внимания СМИ), количество и периодичность выставок, участие в конкурсах, резиденциях и грантовых программах. Но в первую очередь мы будем судить о художнике по результатам аукционных продаж как единственном публичном источнике цен.

Во второй части материала, посвященного молодым художникам Санкт-Петербурга, мы дадим рекомендации по международным отношениям в суматохе крупных арт-событий и грамотному построению портфолио. Это касается как Manifesta, так и возможного проведения в Санкт-Петербурге FIAC-2015. Многие художники Северной столицы — Стас Багс, Павел Брат, Илья Гапонов, Алексей Горбунов, Алексей Громов, Александр Дашевский, Ольга Житлина, Алексей Михеев, Константин Новиков, Денис Патракеев, Иван Плющ, Антон Чумак, Денис Шевчук — призваны в скорейшем времени избавиться от приставки «молодые» и представлять своим искусством Россию на международном уровне. Именно у них появится уникальная возможность живого общения с иностранными кураторами и гостями от искусства во время биеннале. Насколько удачно они ею распорядятся — другой вопрос.

В Интернете и печатных изданиях можно найти сотни рекомендаций, что нужно и чего нельзя делать художнику на биеннале и арт-ярмарках. В роли респондентов выступают дилеры, галеристы, устроители ярмарок и сами художники, и советы часто противоречат друг другу. Чтобы не забивать голову лишней информацией, выделим основное. Две главные вещи, которые в идеале нужны художнику перед ярмаркой, — это сайт на основных языках и сотрудничество с галереей, экспонирующей его работы на стенах своего павильона.

FIAC в Санкт-Петербурге предоставит нашим художникам уникальную возможность — опыт общения с зарубежным коллекционером. Правда, речь идет о презентации собственного искусства, а не о продаже, поскольку художник по правилам игры будет находиться в пределах павильона своей галереи. Важность привлечения творческой единицы на стенд трудно переоценить. В ноябре 2013 года на Frieze London была создана новая торговая площадка — Frieze Masters, объединившая работы старых мастеров с современным искусством, ориентированная преимущественно на покупателя класса New Money (молодые коллекционеры с задатками инвесторов). Было замечено, что предпочтение неискушенной аудитории отдавалось тем стендам, где, помимо художественных ценностей, присутствовали их создатели, современные художники. Те же «новые деньги» ожидаются и на FIAC в Санкт-Петербурге, особенно если правильно позиционировать сам город как параллельный модный культурно-туристический проект. Лишь одно обстоятельство может омрачить радость наших художников: говорить с потенциальным покупателем им придется в присутствии галерей. И «купить в РФ, а потом отправить в любую точку», увы, больше не получится.

Вы спросите, как выжать максимум пользы из ярмарки молодым художникам, до сих пор не приписанным к галереям? Попробуем ответить тезисно.

Итак, ваша цель — зарубежные галереи и перспектива сотрудничества с ними. Надеяться на то, что вы познакомитесь с коллекционером, которых сходу купит вашу работу, в высшей степени наивно: коллекционер приезжает на ярмарку, чтобы приобрести художника у галереи, а не работу у художника.
Наличие сайта не обсуждается. Про печатные портфолио лучше забыть, в лучшем случае их оставят под стендом. Максимум — визитки, и то с целью выменять визитку галериста.
Подготовьтесь заранее, сделайте список всех участников ярмарки, просмотрите их интернет-страницы, определите, кто работает с искусством вашего направления. На самой ярмарке первым делом достаньте карту и приготовьте фломастер — отмечать размещение потенциальных партнеров.
Приобретите входной билет на все дни, за один вам не успеть. В первые дни, когда идут основные продажи, знакомиться с галеристом противопоказано: вы можете помешать сделке. Лучше начинать общение в последние дни, когда все практически решено. Обратите внимание на красные отметки под работами: чем больше их, тем успешнее галерея как продавец. Всех вам не обойти, начните именно с этих.
В первые дни, пока все заняты продажами, займитесь изучением потенциальных соперников и коллег, внимательно осмотрите выставленное искусство. Запишите цены, скопируйте пресс-релизы и цитаты других художников — это капитал для коррекции собственного мироощущения.
Обязательно возьмите с собой еду: художника разорит не входной билет, а кафе на площадке.
Познакомьтесь лично с художниками, привезенными зарубежными галереями. Поверьте, им точно хочется общения с вами больше, чем с покупателем.
Постарайтесь узнать о параллельных показах и вечеринках: не продавайте там себя, а просто общайтесь с теми, с кем познакомились накануне.
По возвращении домой сделайте фотографии всех полученных визиток и поставьте, пока память свежа, несколько опознавательных знаков: кто это, с кем работает, о чем вы договорились.
Помните, что все, что вы сделали до этого момента, равно нулю. Ваш капитал — полученные визитки галеристов и собственная настойчивость. Они вас не запомнили. Действуйте.

Однако это лишь первая часть работы. Вторая, основная, должна быть проделана до знакомства с потенциальным куратором или коллекционером, а именно: формирование портфолио и прочей визуальной идентификации — иными словами, того, что люди увидят, пройдя по ссылкам на вашей визитке.

1. Самоидентификация

Первый пункт зачастую считается молодыми художниками настолько простым, что не требует отдельной разработки. Все полагают, что о собственном творческом кредо расскажут быстро и без запинки. Однако стоит в разговоре промедлить или уйти в описательные дебри, интерес к вам потеряется.

Что такое самоидентификация? Обоснование с творческими целями, предельно сжатый ответ на вопрос «кто я?». В голливудской практике фильм прогнозируемо считается успешным, если его сценарий можно уместить в 20 словах. Сделайте то же с вашим искусством! Кстати, это полезно не только молодым, но и состоявшимся художникам: излишний пафос и хорошие продажи часто убивают способность говорить о себе кратко и емко.

2. Резюме/презентация

Предыдущий пункт ляжет первым абзацем в резюме. Что еще оно должно включать у художника?

Контакты,
- образование,
- персональные выставки,
- групповые выставки,
- резиденции,
- награды, гранты,
- пресса,
- частные коллекции,
- другой опыт.

В идеале необходимо сделать два варианта: один для прессы (с текстом, сгруппированным в одном месте, далее художественные работы), второй для коллекционера (в котором история художника перемежается с его искусством). Оба варианта должны быть легко доступны на сайте для свободной загрузки. Только называйте файлы собственной фамилией: понятные одним вам обозначения будут удалены коллекционером при первой же чистке компьютера!

3. Размещение в Сети

Здесь существует три варианта: размещение портфолио на тематических ресурсах, собственный сайт и комбинированный вариант. Последний всегда предпочтительнее.

Начнем с тематических ресурсов. В Интернете в последнее время появилось множество сервисов для формирования портфолио. Не следует увлекаться, размещая свое CV на каждом из них: потратите время и запутаете потенциальных клиентов множеством ссылок. Выберите подходящие вашему творчеству из нишевых сайтов, будь то дизайн, графика, живопись или фотография. В качестве примера приведем лишь несколько: Ispyart (ispyart.com), Behance (behance.net), Artspan (artspan.com), Artican (artician.com).

4. Сайт и другие идентификаторы

Собственный интернет-ресурс лучше всего сделать простым и понятным: не стоит тратить творческую фантазию на его дизайн. В идеале ваша презентация и сайт должны быть сделаны в одном ключе и фактически иметь одинаковую информацию. Однако на сайте ее можно подать не так сжато: полный перечень выставок, большее количество работ, ссылки на интервью и публикации в СМИ. Кроме того, наличие собственного сайта с обязательно указанными годами создания работ является фактическим признанием за вами авторского права. Распространенное мнение «работы выкладывать не буду, их украдут» не выдерживает критики: пусть лучше сюжетом воспользуются десять человек, но увидит десять тысяч. Главное — не ограничиваться созданием ресурса, а работать над выставочной и публичной историей, сводящей на нет усилия конкурентов. И никаких упоминаний стоимости на сайте! Вы не eBay и не Garage Salе, распродающий имущество покойного дедушки.

Основные ошибки, встречающиеся при формировании портфолио и сайта, приблизительно одинаковы.

Вместо формулировки «входит список в 30 молодых художников» без указания источника лучше написать: «по мнению издания (название)» — и дать ссылку. Ваше мнение сторонним людям неважно, а ссылкам до сих пор верят.

- Отсутствие адреса сайта в презентации. Можно добавить и ссылку на страницу в Facebook: без адреса, но со значком. Пусть люди знают, что могут встретить вас в социальных сетях. Куда их слить, решите позднее.

- Часть заглавного текста — обоснования с творческими целями разумно взять в кавычки и подписаться. Для тех, кто не успеет взять интервью во время открытий, — это будет ваша прямая речь, которую прикрепят к рецензии. Пусть их скопирует десяток СМИ, вам лишь этого и нужно.

- Избегайте фраз наподобие «как уже известные работы, так и новые впечатления из творческих поездок». Это никуда не годится, люди прочтут так: «как уже осточертевшие всем работы, так и всякое дерьмо — короче, показать нечего».

- Контакты менеджера или пресс-агента: имя, телефон, электронный адрес. Если такового нет, оставьте лишь телефон и адрес, сделайте почтовый ящик виртуального агента, скажем начинающийся на info@.

- Адрес сайта должен быть пропечатан на каждой странице, а не на последней в углу. Скрепленные степлером, последние страницы всегда обтрепываются и улетают.

- Не бойтесь делать свое имя самой заметной частью презентации. Конечно, тонкие шрифты в духе Джонатана Айва, арт-директора Apple, — это здорово… когда телефон вы купили, и от обновлений дизайна деваться некуда. Но вас еще не купили — помните об этом!

- Не бойтесь своего образования, даже если оно не связано с творчеством. Пишите правдивую сказку, пусть в этом ищут причину вашего таланта.

- Добавьте нормальное фото своего лица. Дайте пару фото за работой, но таких, чтобы лицо было видно и узнаваемо. В идеале нужно сделать так, чтобы после любой вечеринки фотографы светских хроник не бегали по редакции с вопросом: «Кто это?», а сразу ставили вас в ленту. Можно найти и характерную деталь имиджа, но будьте готовы не расставаться с ней очень долго. Галстук-бабочка занята Иваном Плющом, оранжевый реглан — Дмитрием Гутовым, появление голой в неожиданных местах — Ольгой Кройтор, но у вас еще осталось множество вариантов.

5. И последнее, будьте готовы впустить людей в собственную студию — как в день знакомства на Manifesta 10, так и по итогам посещения вашего сайта. Что самое главное для мастерской художника? Не уборка и не кофе со сливками, а возможность гостя сделать геотэг.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
6
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
7
Франциско Инфанте: «Мы попытались реализовать смысловые связи в синтезе»
Легендарный Франциско Инфанте вместе с сыном Платоном, также художником, раскрывает смыслы и подоплеку грандиозного проекта «Небесные артефакты» для Дома культуры «ГЭС-2»
12.11.2024
Франциско Инфанте: «Мы попытались реализовать смысловые связи в синтезе»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+