18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Так ли необходимы художникам галереи, как хотят убедить в том галеристы?

Практика некоторых авторов демонстрирует обратное. Институциональная ценность галерей пока не подвергается всеобщему сомнению, но и на месте дело не стоит.

Когда год назад закрылась галерея Haunch of Venison, Жоана Вашконселуш осталась разом без представительства и в Лондоне, и в Нью-Йорке: и там и там имелись подразделения Haunch of Venison, с 2007 года принадлежавшей Christie’s. И что же? Удручающее обстоятельство поразительным образом никак не сказалось на траектории португальской сверхновой звезды; притом случай Вашконселуш, как выясняется, не только не единственный, но и вполне даже типичный.

В лиссабонской студии вместе с Вашконселуш трудится команда из 45 человек; художница говорит, что лично не против довериться какому-нибудь известному галеристу, но не хочет торопиться: «Зазывает много кто, но вот своего единственного я пока не нашла». В планах — продолжать сотрудничество с небольшими пространствами, подобными Casa Triângulo в Сан-Паулу, где до 3 мая проходит выставка ее работ, а также Galería Horrach Moya в Пальма-де-Майорка или Galerie Nathalie Obadia в Париже и Брюсселе. «Вашконселуш, разумеется, обросла связями в мире искусства — ну и вот», — делает вывод куратор из Лондона Оливье Варен. Действительно, работы художницы — в крупнейших частных коллекциях, например у Франсуа Пино, ряд ее выставок, в том числе в Версале в 2012 году, получил самые благосклонные отзывы кри-тиков, — что удивительного в том, что ей по силам самой обеспечивать свое художественное производство? Общаться со своими коллекционерами она может напрямую: почитатели ее таланта регулярно получают рассылку. «Зачем Вашконселуш платить 50% комиссионных, когда у нее и так все хорошо? Нет смысла ей пристраиваться к какой-нибудь крупной галерее», — считает Варен, кураторствующий в Музее старого и нового искусства на острове Тасмания; по его словам, всякий раз, когда есть возможность работать с художником напрямую, он не прибегает к услугам галерей.

Как говорит лондонский дилер Кенни Шахтер, «возможно, не за горами время, когда прогресс и технологии дойдут до того, что прежние галереи, выставки и все такое окажутся не-нужными». «Уже есть такие персонажи, как, например, лос-анджелесский художник Алекс Израиль (в Берлине его представляет Peres Projects, в Париже Almine Rech, и он выставляется в нескольких галереях Нью-Йорка, ни одна из которых не обладает эксклюзивным правом на произведения художника. — TANR), которые продают свои работы за сотни тысяч долларов, — на кой им снисходить до каких-то там галереек?» То, что художники сейчас стали гораздо требовательнее к своим представителям, отмечает и Варен. На сегодняшнем арт-рынке множество альтернативных способов заявить о себе миру — и только одним из них является личный менеджер, а то и целый штат сотрудников, способных взять на себя традиционно галерейные функции. Такие новшества, однако, таят в себе не-мало опасностей, уверена лондонский консультант по вопросам приобретения произведений искусства Эмили Цингоу. «Я не думаю, что эти модели когда-нибудь станут определяющими. Разбираться в тонкостях арт-рынка совсем не просто. Галереи в этом смысле пред лагают профессиональные услуги. Что же касается цен, то это вопрос очень деликатный — художнику лучше в него не вникать, здесь один в поле не воин», — говорит она. «Художникам нужны арт-дилеры, чтобы поддерживать спрос на их работы на вторичном рынке и аукционах», — объясняет лондонский коллекционер Дэвид Робертс, добавляя, что покупателю спокойнее, если автора представляет известная галерея. «Многие коллекционеры так интересуются у художников: «Простите, а вы чей?» — и, когда выясняется, что именитые крупные галереи с художником еще не работают, следующий вопрос: «А почему?»  Это заставляет наших творцов стремиться к сотрудничеству с дилерами». Робертс признается, что предпочитает покупать у галерей, а не напрямую, поскольку экономия от сделки в мастерской «минимальна», тогда как хорошие отношения с дилерами для покупателей имеют решающее значение.

Так что молодые художники, процветающие без помощи галеристов, по-видимому, скорее исключение, неже ли правило, считает лондонский дилер Джо Ла Плака, основатель и управляющий директор компании All Visual Arts, которая, об этом необходимо сказать, финансируется из миллиардного хедж-фонда и специализируется на искусстве всех видов. «Начинающим свой путь в мире искусства галерея просто необходима. Молодые художники, как правило, бедствуют, им не по карману производственные затраты, доставка, страховка, пиар — всю эту огромную работу берут на себя галереи. Едва художник становится звездой, он готов пуститься в свободное плавание. Но связь с галереей сохраняется: где-то же нужно организовывать выставки», — рассказывает он. Это как раз случай Аниша Капура, который, как говорит Ла Плак, «ни к какой галерее не привязан, однако сохраняет теплые отношения с Lisson,  до того десятилетиями представлявшей искусство Капура». Пресс-секретарь Капура как-то рассказывал, что художник показывает директору Lisson Николасу Логсдейлу, мнением которого очень дорожит, каждую свою работу.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+