18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Всюду яйца

В Москве заканчивается фестиваль «Пасхальный дар», на смену идет «Московская весна». Редактор TANR Ольга Кабанова удивляется непрерывности праздников

Надо признать, нынешнее пасхальное убранство центра Москвы меньше возбуждает чувства и поражает глаза, чем в прошедшие пару лет. Никаких пляшущих у Большого театра розовых цыплят нет, вообще там — вот радость! — праздник никак не отмечен. Обошелся без пугающего соседства и памятник Пушкину — в этот раз гигантская травяная скульптура в виде головы девы его не загораживает. Другим улицам и площадям повезло меньше. Основным объектом уличного декора стали яйца, на языке мэрии «декоративные световые элементы». Оно и понятно, ведь Пасха. Всего их по городу расставлено 500 штук. В ключевых местах обычного скопления украшательств — на Большой Дмитровке и Рождественском бульваре — яйца стоят тесным строем. На бульваре — крашеные и светящиеся, на улице — только светящиеся ровным желтым электрическим сиянием. Вечером это даже и неплохо, при дневном свете яйца смотрятся хуже. Они сплетены из гирлянд с маленькими острыми светодиодами, отчего в нерабочем состоянии смахивают на моток колючей проволоки.

Суровый памятник Юрию Долгорукому, навсегда, кажется, окруженный торговыми беседками, попал буквально в трепетное окружение — серебристые и золотистые кусочки фольги колеблются на ветру над кадками с фальшивыми деревьями, усеянными опять же декоративными яйцами, похожими на сдутые воздушные шарики. На сайте московской мэрии, правда, еще анонсированы «арт-объекты в форме гигантских белых кроликов, белых агнцев и, конечно же, белых голубей», но вечером и издали они незаметны.

Зато на Манежной площади наблюдается столпотворение декора. Весьма разнообразного. Хитрые цветочно-елочные композиции, стриженая скульптура из зелени в виде кроликов в натуральную величину, не гигантских (по официальным подсчетам, их 120). С ними тесно соседствуют «деревянные заборчики, стога сена, 60 конструкций пасхальных яиц и 193 дубовые бочки». Просто негде селфи сделать — люди с телефонами попами сталкиваются.

Так же активно задействован Кузнецкий Мост, превращенный в искусственный сад с «тематическими арт-объектами в человеческий рост, беседками в виде яиц со встроенными сиденьями» и неизбежными кроликами, здесь «объемными». Нет другого языка, кроме казенного, чтобы описать понаделанное.

А как его оценивать? По каким критериям? Уличное празднество по природе своей демократичное, эклектичное, пестрое и избыточное. И как примирить мнение и вкус московских старожилов с чувствами недавних и временных столичных жителей, не привыкших посещать музеи и филармонию? Для одних непрекращающиеся московские пасхи, весны, осени, дни света и варенья — возможность без затрат развлечься (еще торговые центры, конечно), для других — невозможность жить повседневной жизнью. Москва — непримиримый город.

Еще сложнее, если праздник отмечается религиозный. Отсутствие упоминания виновника торжества всуе только радует. В лужковские времена растяжки «Христос Воскрес!» — а они, помнится, были, — очень уж коробили. Сейчас разве что поздравления с Пасхой можно увидеть, да и то не везде. Так что яйца — единственный выход в ситуации нынешнего торжества обрядоверия.

Пока у «Пасхального дара» критики были только народные (а должны появиться и профессионалы), но жесткие. Под давлением издевательских выпадов блогеров в позапрошлом году убрали пресловутую голову девы из зелени от Пушкина с глаз долой, на Сходню. Хотя называлась она скульптурой и имела автора. Но сколько ни называй объемных кроликов и святящиеся яйца арт-объектами, искусства в них нет — одна оформиловка.

Так что единственный пока выход из невыносимого вечного праздника — уменьшить количество уличных фестивалей, их пространство и насыщенность. Сто двадцать зеленых кроликов и две сотни дубовых бочек на одной площади — это слишком. Публичные пространства должны знать и будни. Можно еще отмечать посты — Рождественский, Великий, Петров и Успенский, а также Рамадан — полным воздержанием от уличных мероприятий.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+