18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Умер Александр Шаталов

Телеведущая и писательница Светлана Конеген и директор музея-заповедника Василия Поленова Наталья Поленова вспоминают о своем друге поэте и издателе Александре Шаталове

Прощание c Александром Шаталовым состоится 19 февраля, в 11:00, в Малом зале Центрального дома литераторов по адресу: улица Большая Никитская, дом 53 (метро Краснопресненская).
Отпевание - в 14:00 в храме Святого благоверного царевича Димитрия при Первой Градской больнице (Ленинский проспект, дом 8, корпус 12, метро Октябрьская).


Светлана Конеген: «Саша. Саша Шаталов. Его не стало вчера, и я узнала об этом, катясь в автомобиле по залитой итальянским солнцем дороге… Кругом ничего не говорило о смерти, не подталкивало и не пугало. Италия умеет принять жизнь и смерть одинаково радушно и спокойно. Я знала, что эта смерть случится, знала последние два дня, когда из Берлина позвонил Сашин друг Олег Зотов, сказав, что срочно вылетает в Москву и надежд больше нет. До этого еще теплились робкие остатки веры.

Мы познакомились давно, году в 1991-м, и это казалось настолько другой жизнью, что я про нее почти уже забыла. Но Сашина память была куда более цепкой, он помнил. Он тогда сидел в ресторане ЦДЛ, кажется, со Славой Могутиным, а мы вошли туда с Андреем Вознесенским. На мне была черная фуражка, пиджачок, галифе, нагло свисающая косая белая челка, и на какую-то секунду Саша решил, что А.А. отважно сменил свои интересы в сторону юношей, не желая отставать от тогдашних революционных нравов. Стоило ему присмотреться ко мне повнимательнее, как его настигло неизбежное разочарование. Но могу признаться, что всю оставшуюся нам с Сашей общую жизнь я старалась его не слишком разочаровывать.

Мы стремительно подружились, и во многом он стал для меня учителем. В ту пору он был издателем „Глагола“, благодаря которому многие из нас впервые прочитали на русском Берроуза и Чарльза Буковски, познакомились с тончайшим Евгением Харитоновым. Саша прекрасно знал русский андерграунд, литературный и художественный.

Но думая о нем, о Саше, всегда почему-то хочется вспоминать именно нашу молодость. То были времена бесшабашных прыжков и открытий, мы избавлялись с неимоверной радостью и облегчением от собственных страхов, порожденных унылой советской муштрой и запретами, учились быть самими собой. Весь (или почти весь) этот путь мы прошли вместе или где-то рядышком. Саша умел прыгать и летать, всегда сохраняя при этом спасительную иронию, возвращавшую его на твердую землю. Со временем характер его (как и многих из нас) стал отчасти меняться. Склонности к некоему особому роду интеллектуального хулиганства оставалось все меньше, он как будто грустнел. В нем появлялись нотки дидактики, со многими он легко ссорился… Не знаю, можно ли это назвать предчувствием, скорее, возрастом. Но ведь он умер молодым, всего в 60. Многим из нас сейчас где-то почти столько же, и мы считаем это второй молодостью. Правы ли мы? Этого не знает никто.

Хотя нет, Саша уже знает. А мы пока что по другую сторону знания. Надолго ли?..

Саша, прости! Слова несвязны, мысли спутанны. Зато осталось одно чувство, больное и светлое одновременно — любовь».

Наталья Поленова: «Он был мне не просто другом, с которым я могла поделиться буквально всем, но и путеводителем по культуре и жизни. Мы познакомились много лет назад в парижском аэропорту, и оказалось, что нам повезло: наш отлет сильно задерживался, и мы вернулись в город в китайскую забегаловку на площади Терн. Именно благодаря этому опозданию мы прямо в день знакомства стали друзьями, как теперь понятно, до его последнего вздоха.

Год назад Саша наконец решился осуществить наш совместный проект — фильм „Поленовы в Европе“. Мы съездили в Нормандию, в Рим, в Женеву — одним словом, точечно побывали всюду, где есть поленовский дух. И теперь, когда Саши не стало, я надеюсь, что найду возможность довести его замысел до конца и именно так, как он был задуман.

Последние полтора месяца болезнь взялась за него всерьез. И это сделало возможным рождение новых замечательных, тонких и искренних стихов, сравнимых с последними стихами Елены Шварц. Эти стихи будут опубликованы в мартовском «Новом мире». Он знал о будущей публикации и очень радовался, что журнал так оперативно поспешил его напечатать.

Вечная память дорогому и бесценному другу!

Наталья Поленова поделилась с нами одним из последних стихотворений Шаталова.

Исчезай, уходи, испаряйся,теряйся.Растворяйся в лесу, станьпрозрачным, как лист.Плачь, царапайся, злись,обнимайся.Пусть рассеян,бессмысленнен, чист.Это снег обещает засыпатьдороги.Это сон обещают и в ночьфазепам.Язык заплетается, золотыерогиВдруг всплывают в памяти,медикаментозный коллапс.Как тебя называть, ты ужегде-то рядом.Снег сворачивается в мандариновую кожуру.Посиди со мной, пожалуйста, рядомИначе я сейчас совсем умру.

17 декабря 2017 года

Справка

Александр Шаталов (1957–2018)

Поэт, критик, издатель, телеведущий, автор цикла документальных фильмов о современных художниках, среди них — «Оскар Рабин. Счастливый путь» (2010), «Небосвод Эрика Булатова» (2010), «Весна во Флоренции. Сцены из жизни художника Эрика Булатова» (2012) (совместно с Т.Пинской), «Немухинские монологи» (2014), «Олег Целков. Я не здешний, я чужой» (2015), «Алфавит инакомыслия. История журнала „А — Я“ Игоря Шелковского» (2018) в двух сериях.

Еще…
Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
7
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+