18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Шемякин в камне

№60
Материал из газеты

Ювелирный дом Sasonko представил три камнерезные миниатюры, созданные по эскизам Михаила Шемякина

Сотрудничество ювелирного дома Sasonko с художником Михаилом Шемякиным — проект, которому трудно найти аналог среди российских марок и их коллабораций с деятелями искусства. Шемякин — художник, скульптор, искусствовед, сценограф, педагог и мемуарист, инициатор культурных проектов, фигура многогранная и даже скандальная, высланный из СССР и нашедший признание сначала в Париже, а потом и во всем мире. Привлечь к работе личность такого масштаба — мечта любого современного бренда. Дому Sasonko это удалось, и коллекции, созданные по эскизам легендарного нонконформиста, пользуются чуть ли не такой же популярностью, как и его художественные произведения.

Значимый период жизни Михаила Шемякина (до 1971 года, когда он был выслан из страны) связан с Петербургом-Ленинградом. Вероятно, поэтому в жизни и творчестве он вновь и вновь возвращается к городу своей юности. «Петербург воспитал меня как художника и человека. Помог создать свой мир — мир карнавалов, мир моих натюрмортов, который зарождался во мне в те далекие 1960-е годы...» Сегодня в Северной столице установлены его монументы Петру I в Петропавловской крепости, жертвам политических репрессий («Метафизические сфинксы») и архитекторам-первостроителям Санкт-Петербурга в Сампсониевском саду. 

Многогранность натуры мастера находит выражение и в ювелирном и камнерезном искусстве. «Я рисую очень быстро, очень жестко. Мой идеал руки художника — это рука глазного хирурга», — говорит Шемякин. Этот подход отражается в отточенных скульптурных силуэтах камнерезных миниатюр «Нос», «Птица» и «Заяц» из полудрагоценных камней, оттененных серебром и золотом, из серии «Карнавалы Санкт-Петербурга», изготовленных ювелирным домом Sasonko по эскизам Шемякина.
Миниатюра «Нос» — это персонаж с причудливым носом, напоминающем о герое Гоголя, слишком длинным, закрученным, непропорциональным. В этом отталкивающе-привлекательном «слишком» проявляется узнаваемое шемякинское видение создателя фантасмагорий, подчиняющих реальность воображению и эстетическим канонам художника. 

У миниатюры «Нос» много общего с «Птицей», зооморфным образом некоего господина — от стилизации форм бюстов из коричневой яшмы до тончайших деталей: золотых эполетов, резных белых жабо и париков из кварца и кахолонга.

В третьей миниатюре фигура человека соединена с головой животного. Композицию «Заяц» характеризует определенная несоразмерность тела и конечностей, странность одежды, обуви, шляпы. Художник вновь показывает персонажа другого, сконструированного им гротескного, аллегорического мира. Фигурка из яшмы, лазурита, кахолонга и серебра возвышается на круглом плинте из темного обсидиана. 

Каждая фигурка имеет на серебряных элементах нанесенный лазерной гравировкой авторский знак — метафизический в своей основе, узнаваемый шемякинский символ «Дух рыцаря», созданный им в результате изучения ритуальных масок народов мира. 

Партнерский материал

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
7
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+