18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Шемякин в камне

№60
Материал из газеты

Ювелирный дом Sasonko представил три камнерезные миниатюры, созданные по эскизам Михаила Шемякина

Сотрудничество ювелирного дома Sasonko с художником Михаилом Шемякиным — проект, которому трудно найти аналог среди российских марок и их коллабораций с деятелями искусства. Шемякин — художник, скульптор, искусствовед, сценограф, педагог и мемуарист, инициатор культурных проектов, фигура многогранная и даже скандальная, высланный из СССР и нашедший признание сначала в Париже, а потом и во всем мире. Привлечь к работе личность такого масштаба — мечта любого современного бренда. Дому Sasonko это удалось, и коллекции, созданные по эскизам легендарного нонконформиста, пользуются чуть ли не такой же популярностью, как и его художественные произведения.

Значимый период жизни Михаила Шемякина (до 1971 года, когда он был выслан из страны) связан с Петербургом-Ленинградом. Вероятно, поэтому в жизни и творчестве он вновь и вновь возвращается к городу своей юности. «Петербург воспитал меня как художника и человека. Помог создать свой мир — мир карнавалов, мир моих натюрмортов, который зарождался во мне в те далекие 1960-е годы...» Сегодня в Северной столице установлены его монументы Петру I в Петропавловской крепости, жертвам политических репрессий («Метафизические сфинксы») и архитекторам-первостроителям Санкт-Петербурга в Сампсониевском саду. 

Многогранность натуры мастера находит выражение и в ювелирном и камнерезном искусстве. «Я рисую очень быстро, очень жестко. Мой идеал руки художника — это рука глазного хирурга», — говорит Шемякин. Этот подход отражается в отточенных скульптурных силуэтах камнерезных миниатюр «Нос», «Птица» и «Заяц» из полудрагоценных камней, оттененных серебром и золотом, из серии «Карнавалы Санкт-Петербурга», изготовленных ювелирным домом Sasonko по эскизам Шемякина.
Миниатюра «Нос» — это персонаж с причудливым носом, напоминающем о герое Гоголя, слишком длинным, закрученным, непропорциональным. В этом отталкивающе-привлекательном «слишком» проявляется узнаваемое шемякинское видение создателя фантасмагорий, подчиняющих реальность воображению и эстетическим канонам художника. 

У миниатюры «Нос» много общего с «Птицей», зооморфным образом некоего господина — от стилизации форм бюстов из коричневой яшмы до тончайших деталей: золотых эполетов, резных белых жабо и париков из кварца и кахолонга.

В третьей миниатюре фигура человека соединена с головой животного. Композицию «Заяц» характеризует определенная несоразмерность тела и конечностей, странность одежды, обуви, шляпы. Художник вновь показывает персонажа другого, сконструированного им гротескного, аллегорического мира. Фигурка из яшмы, лазурита, кахолонга и серебра возвышается на круглом плинте из темного обсидиана. 

Каждая фигурка имеет на серебряных элементах нанесенный лазерной гравировкой авторский знак — метафизический в своей основе, узнаваемый шемякинский символ «Дух рыцаря», созданный им в результате изучения ритуальных масок народов мира. 

Партнерский материал

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+