18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Оцифровать значит сохранить

№60
Материал из газеты

Десять крупнейших музеев и культурных институций мира, в том числе Эрмитаж, подписали декларацию о сотрудничестве «Воспроизведение искусства и культурного наследия», апеллирующую к цифровым технологиям

В мире объединяют усилия по сохранению культурного наследия. Эту глобальную цель преследует подписанная в Музее Виктории и Альберта (V&A) международная декларация, касающаяся вопросов цифрового воспроизведения, документирования и в некоторых случаях копирования произведений искусства. Документ под названием ReACH (Reproduction of Art and Cultural Heritage — «Воспроизведение искусства и культурного наследия») в декабре 2017 года подписали ЮНЕСКО, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург), Дворцовый музей (Пекин), Институт Варбурга (Лондон), Институт по сохранению культурного наследия Йельского университета (Нью-Хейвен), Лувр (Париж), Музей Ближнего Востока (Берлин), Смитсоновский институт (Вашингтон), V&A (Лондон) и художественный фонд Factum Arte (Мадрид). Вскоре, как ожидается, к нему присоединятся и другие музеи. 

Идею подсказала выставка V&A на Венецианской архитектурной биеннале в 2016 году: экспозиция «Хрупкий мир» на пике террористической активности ИГИЛ (запрещенная в России организация. — TANR) исследовала, как копии могут помочь сохранить культурное наследие, находящееся под угрозой, причем не только из-за войн, но и в связи с природными катаклизмами, изменением климата, последствиями массового туризма и просто течением времени.

Разработка ReACH была приурочена к 150-летней годовщине первой международной конвенции «о распространении по всему миру воспроизведений предметов искусства и использовании гипсовых слепков, фотографий и гальванопластики во благо музеев всех стран», которая была подписана в 1867 году в Эрмитаже. Финансовую поддержку процессу оказал российский фонд Зиявудина Магомедова «Пери», который прошедшим летом поддержал конференцию на ту же тему в Эрмитаже. «Тема не новая, она волновала единомышленников еще 150 лет назад, — сказал на ней Михаил Пиотровский, генеральный директор Эрмитажа, — но остается актуальной в современной Европе. Особенно сейчас, когда в мире гибнут памятники, мы призваны защищать культурное наследие, сохранить его для будущих поколений». 

Нынешняя редакция декларации принимает во внимание огромные возможности современных цифровых технологий, среди которых изображения ультравысокого разрешения, трехмерная печать, виртуальная реальность (VR) — все то, чему музеи исправно обучает Google Arts & Culture. В центре внимания ReACH — вопрос о создании цифровых копий работ при их документировании, особенно там, где произведения искусства оказались под угрозой разрушения или уничтожения. Директор V&A Тристрам Хант по этому поводу заметил, что обсуждение проблемы не должно ограничиться вопросами цифрового репродуцирования в западных странах. «Мы хотим глобального диалога, в первую очередь касающегося культурного наследия, оказавшегося в сложных обстоятельствах», — уточнил он.

Второй пункт декларации призывает поощрять учреждения культуры и отдельных граждан, создающих цифровой контент при условии открытого доступа к нему «для личного использования, некоммерческих исследований, образовательных и научных целей». Не ускользнула от внимания ReACH и проблема устаревания оборудования и программ — в будущем разработают стандарты, которые будут пересматриваться по мере развития технологий. В декларации подчеркивается, что сторонам, занятым цифровым воспроизведением или копированием предметов искусства, необходимо сотрудничать «для разработки систем, позволяющих обмениваться данными в границах всего мира». При подготовке текста рабочая группа ReACH активно консультировалась с международными экспертами по практическим вопросам: например, по поводу платформ для совместного использования архивов (Google, Wikimedia или другие).

В правовой области декларация затрагивает проблемы прав на воспроизведение работ, признания авторства, выплаты гонораров, лицензирования и борьбы с copyfraud — ложными претензиями авторов или учреждений в отношении произведений, признанных общественным достоянием; в этической сфере — то, как должны быть сделаны репродукции, чтобы не путать их с оригиналами.

На декабрьской конференции, посвященной подготовке текста декларации, много говорили о собственниках цифровых изображений и цитировали теоретика архитектуры Дэвида Гиссена, который считает, что ныне в 95% случаев наше первое знакомство с произведением искусства происходит по его цифровому воспроизведению. Это значит, что культурным институциям просто необходимо позаботиться о том, чтобы их коллекции были доступны в Сети, и не пытаться ограничивать права на использование изображений. 

Так, Мерете Сандерхофф из Государственного музея искусств в Копенгагене (SMK) рассказала, как они с коллегами отреагировали, увидев принадлежащие музею картины в сериале «Она же Грейс» (снят в 2017 году по роману Маргарет Этвуд): не стали суетиться и настаивать на упоминании в титрах, а просто добавили подробности про эти картины в статью о сериале в Википедии и получили гораздо больше пиара. SMK также предоставляет изображения музейных работ мобильным приложениям, чтобы можно было превращать их в новые произведения искусства.

Еще одним новатором музейного мира в области цифровых технологий считается амстердамский Рейксмузеум. Действующий с 2012 года проект Rijksstudio сегодня позволяет получить информацию и скачать в высоком разрешении фото 602 тыс. экспонатов из почти миллионной коллекции. Изображения можно использовать в любых целях, в том числе коммерческих. А еще музей, что весьма нетипично, не скрывает стоимость оцифровки — около €1,5 млн в год.

Высокая стоимость работ по оцифровке породила некое брожение в среде музейщиков. Например, директор V&A Тристрам Хант в недавнем интервью газете Times обратил внимание на то, какой это дорогостоящий процесс. «В музейном мире живо обсуждают опыт Метрополитен-музея и объем его инвестиций в оцифровку коллекции, ведь таким образом изымаются средства из других сфер музейной жизни», — отметил он. Между тем в рейтинге музеев, решивших выложить свои коллекции в Сеть, V&A находится среди лидеров. Описания почти всех из 1,2 млн экспонатов сегодня уже доступны онлайн, при этом 475 тыс. из них помещены в Интернет с изображениями. 

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
3
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
4
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
5
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
6
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
7
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
В «ГЭС-2» идет выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». Мы поговорили с ее приглашенным сокуратором Зельфирой Трегуловой о том, как складывался этот сложносоставной рассказ об идее, что двигает русский гений
08.10.2024
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+