18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Саша Пирогова: «Хочется сказать, что это не страшно»

№53
Материал из газеты

В новой работе «Сад» для павильона России на 57-й Венецианской биеннале художница с помощью танца и видео обращается к вечным вопросами мироздания

Как вышло, что вы стали художницей? Вы ведь окончили физфак Московского государственного университета?

В школе я училась в математическом классе, откуда традиционно все шли на три факультета МГУ: механико-математический, вычислительной математики и кибернетики и физический. Мне почему-то интуитивно хотелось пойти на физфак. Художником я не то чтобы решила стать в один момент, это долго назревало. Параллельно с учебой в университете я начала танцевать. Где-то на четвертом курсе поняла, что физика вряд ли станет моим будущим.

Как вы занялись видео и перформансом?

Я думала, что займусь science art (англ. «научное искусство»), потому что физфак к этому располагал, и не воспринимала свои занятия танцем как ресурс для художественной работы. Это как-то случайно получилось. Перед поступлением в Школу Родченко я уехала в Ярославль на первую лабораторию по видеотанцу Brain Dance; там мы с Анной Нориной сняли минутное видео, и я его отложила. А потом Кирилл Преображенский, на курсе у которого я училась, предложил послать это видео на фестиваль сверхкороткого фильма, и его взяли.

А как вы подбираете участников своих видео?

В самых первых работах у нас было небольшое сообщество людей со схожим танцевальным опытом: мы не были профессионалами, пришедшими из танца. Это обстоятельство придавало тому, что мы делали, свежесть и легкость. Когда я вышла за кадр, начался уже другой процесс. Если раньше критерием было просто теплое отношение друг к другу, которое транслировалось в видео, то дальше началась более дистанцированная работа. В этом есть свои плюсы: если я не знаю человека, я могу воспринимать его как персонаж, считывать его визуально. Мне проще встать на место зрителя, когда я не знаю человека. Например, в Agon, где я впервые работала с незнакомыми людьми, все происходило потоком: я нашла оператора, он подсказал первого участника, Арсена Каракозова, который выступает в Большом театре. Арсен устал от жесткой структуры, и ему хотелось чего-то нового. Мне было важно не столько то, каким именно будет движение, сколько то, что оно будет транслировать. Дальше я нашла трех стрит-танцоров из группировки «Фарфор», и получилась интересная смесь трех людей из одной среды и одного — из совершенно другой. С одной стороны, это случайность, но с другой — случайность подготовленная.

Как вы ставите хореографию?

Я отталкиваюсь от того, что на данный момент в хореографии не существует вертикальных связей. Конечно, есть хореограф, у него есть идея, но он, скорее, направляет участников, а материал всегда создается вместе. В подборе участников мне важно, как они думают и как они двигаются. Для последней работы Mono (2016) — это был долгий процесс — я сначала собрала один состав, поняла, что все ушло не туда, и начала искать людей по-другому принципу. Это пять человек с разным бэкграундом, соответственно, по-разному думающих и по-разному реализующих это в своих движениях. Ну и самое важное для меня — персональный контакт, когда я понимаю, что мы похоже мыслим и нет никаких ограничений и блоков.

Расскажите о своей работе для Венеции? Это видео?

Мне в последнее время не очень нравится говорить «видео», потому что представляется нечто-то четырехугольное, замкнутое на самом себе и то, что может быть показано где угодно. Я воспринимаю свои работы чуть шире: если что-то находится в пространстве, то оно с этим пространством будет взаимодействовать. Тема всего павильона — «Театр жизни и смерти». Я в рамках этой темы пришла к взаимодействию со светом. Есть свет, и есть… не то чтобы тьма, а отсутствие света, нечто, где его просто недостаточно, и это можно осветить. Моя работа — последняя в павильоне. Если начало у Гриши Брускина драматичное, продолжение у Recycle Group тоже, то передо мной стоит задача вывести зрителя по гиперболе к свету.

Как вы думаете, почему именно вас выбрали третьей участницей павильона?

Мне кажется, потому, что я хороший художник. Я могу сказать, почему я участвую: мне эта тема очень интересна, кажется важным сказать о ней в позитивном ключе. У нас достаточно драматичное восприятие: есть жизнь, а есть что-то мрачное, непонятное и страшное. Хочется просто сказать, что это не страшно.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+