18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Панегирик революции в британском искусстве, совершенной Дэмиеном Херстом и компанией

№52
Материал из газеты

История группы YBA богата анекдотами, но обделена критическим анализом. Видимо, время полноценной истории молодого английского искусства конца 1980-х — начала 1990-х еще не пришло

Кто помнит художественную сцену Лондона конца 1980-х — начала 1990-х, на того книга Элизабет Фуллертон произведет впечатление открывшейся дыры во времени — настолько скрупулезно представлено восхождение к вершинам славы тех, чье появление автор определяет как «революцию в британском искусстве». Притом внимание уделяется не только ведущим фигурам Young British Artists («Молодые британские художники») — Дэмиену Херсту, Трейси Эмин, Саре Лукас, но и массе второстепенных имен из этого поколения, тоже когда-то бывших на устах и давным-давно канувших в безвестность.

Хорошее чтиво (содержание Artrage! зиждется главным образом на разно­образных байках и сплетнях, выуженных в ходе многочасовых интервью), книга эта, однако, страдает тем недостатком, что после нее такое ощущение, будто прошедшие 25–30 лет не отразились на этих людях ну никак. Утверждать на голубом глазу, будто YBA «все те же львы» и есть еще порох в пороховницах, — сегодня это вряд ли возможно. Разу­меется, кое-кто вроде Лукас и братьев Чепмен по-прежнему преуспевает. Но вот Херст или Эмин для молодого поколения лондонских художников стали нерукопожатными, они олицетворяют собой искусство раздутое и пустое, с одними только самовлюбленными закидонами. Да и в целом брит-арт нынче внушает не больше пиетета, чем брит-поп, но об этом состоянии дел, к сожалению, Artrage! не рассказывает, по сути, ничего.

Недостает книге и подробного анализа отдельных произведений — притом что многие до сих пор слабо интерпретированы и откомментированы. Знаменитая акула Херста (1991), его посвященная круговороту жизни и смерти «Тысяча лет» (1990), а также серия «Аптечки» (Medicine Cabinets, 1988–2012) демонстрируют нам поразительный талант создавать из груды предметов глубокий пространственный образ — то же можно сказать и об ассамбляжах Лукас «Глазунья из двух яиц и кебаб» (1992) или Au Naturel (1994), и о скульптурах Джейка и Диноса Чепменов в период их работы над тератологическим блокбастером Chapmanworld.

Это искусство знаменовало высвобождение от доминирующего нью-йоркского аналитического ново­яза, пестуемого теоретиками круга журнала October, на что прочно подсел постмодернизм 1980-х и сопутствующая ему критика. Пересохшей иронии и скепсису бросил вызов ум веселый и стебный, с гораздо большим чувством юмора. Херст первые годы играл здесь весьма значительную роль, пока его не затащили в бизнес-класс мирового арт-рынка с заоблачными ценами, рванувшими в стратосферу аккурат в это же время. Однако Artrage!, не предлагающая читателю особенных глубин критической мысли, делает невозможным различие раннего и позднего Херста. То же касается и любой попытки вычленить безусловно качественные работы YBA из окружающего их обильного китча, чтобы затем, в общей ретроспективе, увидеть всю панораму движения, ну и сделать итоговые обобщения. Эти авторские просчеты еще раз подтверждают правоту историка искусства и критика Хала Фостера: «Без критики история инертна, вне истории критика бессмысленна».

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+